Классы
Предметы

Буква З, звук [з]

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Буква З, звук [з]

На этом уроке мы узнаем о звуке [з] и букве З, о звонкости, твёрдости и мягкости этого звука, научимся писать букву З, выполним множество интересных заданий.

Введение

Здравствуйте, друзья! Хотите отправиться в зоопарк? Познакомиться с зябликом, зайцем, зубром, змеёй? А потом пойти в заповедник, увидеть землянику? Со всеми ними мы сегодня обязательно встретимся, потому что тема нашего урока – «Буква З».

Характеристика звуков [з] и [з′]

Давайте приложим ладонь к горлу и послушаем, как идёт воздух. Воздух встречает преграду, и, значит, это согласный звук. Наши связки напряжены, они дрожат, значит, это звонкий звук (Рис. 1).

Рис. 1. Характеристика звуков

А теперь давайте сравним, какой звук мы произносим в начале этих двух слов: зонтик, зима. В первом слове мы слышим, что звук [з] твёрдый. В этом слове за буквой з идёт буква о, она показывает, как читать. А во втором слове [з'] – мягкий звук. Ведь после буквы з идёт буква и.

Рис. 2. Зонт (Источник

Рис. 3. Зима  (Источник)

Итак, буква з может передавать как твёрдый, так и мягкий звуки, а различать их нам помогают последующие буквы.

Давайте потренируемся различать звуки [з] и [з'] в словах. Звук [з] может находиться в разных местах слова. Например, в начале, как в слове здоровье. Давайте найдём слова, которые начинаются со звука [з].

Стоматолог вылечил зуб.

На пересечении двух улиц мы увидели старинное здание.

На двери висел большой замок.

Рис. 4. Зуб (Источник)

А теперь поищем слова, которые начинаются с мягкого звука [з'], как, например, слово зелёный.

Наша планета называется Земля.

Мы видим своё отражение в зеркале.

Мама купила кофе в зёрнах.

Рис. 5. Земля  (Источник)

А теперь давайте поищем такие слова, в которых звук [з] стоит в середине, как, например, в слове создать.

Вкусная рыба, похожая на карпа, – это сазан.

Полезный съедобный гриб – подберёзовик.

Мебель удобно перевозить на грузовике.

Рис. 6. Подберёзовик (Источник)

А может ли встречаться мягкий звук [з'] в середине слова? Да, конечно, может.

Собранные ягоды мы положили в корзину.

Быстроногое лёгкое животное – газель.

Самая питательная плодородная почва называется чернозём.

Рис. 7. Корзина (Источник)

И ближе к концу слова мы можем найти как твёрдый звук [з], так и мягкий звук [з'].

В саду распустились роскошные розы. – звук [з] твёрдый

На грядке созрели сладкие арбузы. – звук [з] твёрдый.

Поставь, пожалуйста, цветы в вазу. – снова твёрдый звук [з].

Рис. 8. Розы (Источник)

А вот примеры с мягким звуком [з'].

Богатыри съезжались ко двору князя.

Пожалуйста, затормози у перехода.

Доктор посоветовал травяные чаи и мази.

Рис. 9. Мазь (Источник)

А если мы возьмём слово в единственном числе – мазь, то на конце этого слова мы увидим букву з, но звук, который мы услышим, другой – [мас']. Это звук [с'], мягкий звук. Почему так происходит, вы скоро узнаете.

Загадки с буквой з

А мы можем найти слова, в которых больше одной буквы з? Да, можем: заноза, звезда. Вот такая полезная, важная и нужная буква.

Давайте отгадаем загадку.

Не слыша волны океанской,

Морского простора не зная,

В далёкой степи африканской

Резвится тельняшка морская.

Конечно, это – зебра.

Рис. 10. Зебра (Источник)

В загадке четыре строчки, а звонких звуков [з] всего два: зная, резвится. Гораздо чаще тут звучал звук [с], парный глухой звук.

Отгадаем ещё одну загадку.

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб ей в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда она, как зовут…

Но только лишь полночь настанет –

Волшебные чары спадут…

Да, это про сказочную героиню Золушку.

Рис. 11. Золушка (Источник)

Давайте посчитаем, сколько здесь букв з, сколько твёрдых и мягких звуков они обозначают. Правильно, здесь пять букв з. Четыре твёрдых звука [з] (золочёной, сказочный, узнает, зовут) и один мягкий звук [з'] (приблизился).

Учимся писать букву з

А сейчас поучимся писать букву з. Как вы думаете, нам будет легко справиться с этой буквой? Да, конечно, потому что она очень похожа на хорошо знакомую вам цифру 3.

В столбик два кружка поставим,

Слева дырочки оставим.

Да ты только посмотри,

Буква З как цифра три!

 

А теперь поглядим на рукописную букву З. На что она похожа? Правильно, она похожа на рукописную Е, только повёрнутую в другую сторону. Как и заглавная буква Е, буква З состоит из двух элементов, двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведём верхнюю линию вправо, до верхней рабочей линии и закругляем влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведём округлую линию вправо и вниз, не доходя до нижней рабочей линии строки закругляем влево, доводим до нижней рабочей линии строки, закругляем вверх, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

А теперь научимся писать строчную букву з. Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, продолжаем закруглять, ведём вниз влево, не доводя до нижней линии рабочей строки. Второй элемент – петля, начинает опускаться ниже линии рабочей строки, закругляем вправо, внизу сделаем петлю, петля доходит до нижней линии рабочей строки, и заканчиваем письмо немного выше линии рабочей строки. У нас отлично получается!

Рис. 12. Как писать букву з.  (Источник)

Заключение

Чтобы у нас выходила красивая буква з, давайте потренируемся. Вы можете слепить её из теста, нарисовать или вырезать из бумаги.

Сегодня мы отлично поработали, мы познакомились с буквой з и звуками, которые она обозначает.

 

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы З. Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы (большие и маленькие).

2. Найдите и обведите в кружочек все буквы З на этой картинке (Источник).

3. Выберите любой стишок про букву З и выучите его наизусть.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Интернет-портал «Глобус 24. Мир образования»      

Интернет-портал «Открытый урок»    

Интернет-портал «Социальная сеть работников образования»            

 

Список рекомендованной литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.,: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.,: Баллас.

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука, Академкнига