Классы
Предметы

От предложения к тексту. Что такое текст. Красная строка

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
От предложения к тексту. Что такое текст. Красная строка

Вы уже хорошо знаете, что из слов нашей речи составляются предложения. Все слова в предложении связаны по смыслу и интонацией. Каждое предложение высказывает какую-то мысль. Эту мысль можно произнести с нужной интонацией: рассказать, спросить, воскликнуть. В зависимости от этого в конце предложения во время письма мы выбираем нужный знак препинания – точку, вопросительный знак или восклицательный. Знаки препинания показывают границы предложений. Если предложение построено неправильно, то его мысль можно не понять. Сегодня на уроке мы повторим, что такое предложение, узнаем, как из предложений построить связный текст, познакомимся с правилами записи текста.

Прочитайте стихотворение Агнии Львовны Барто «Сильное кино» и подумайте, понравился ли девочке фильм (рис. 1).

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

– Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она им – раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

Рис. 1. Девочка

Почему же так получилось, что девочка ничего не поняла? Её брат не смог хорошо рассказать, правильно построить предложения. Хорошо построенные предложения умеют складываться в рассказы, стихи, сказки, песни. Предложения могут многое рассказать обо всём, только надо относиться с уважением к строгим законам предложений.

Выполните задание.

Найдите границы предложений.

наступила весна тепло начал таять снег

С чего начнем выполнять задание? Прочитаем предложенные слова: наступила весна тепло начал таять снег.

Теперь прочитаем с остановками – паузами.

наступила весна / тепло / начал таять снег

Найдём первую мысль: наступила весна. В конце предложения надо поставить точку. Исправим первую букву – начало предложения надо писать с заглавной буквы.

Наступила весна.

Найдём вторую мысль: тепло. Исправим первую букву предложения на заглавную, в конце поставим точку.

Тепло.

Третье предложение: начал таять снег. Исправим его.

Начал таять снег.

Мы выделили три предложения. В конце второго предложения можно поставить восклицательный знак. Тогда прочитаем это предложение с другой интонацией.

Тепло!

Итак, предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Все слова в предложении связаны по смыслу.

Будьте внимательны: даже если только два слова поменять местами, мысль предложения может поменяться.

Сравните.

Даже Никита не смог сосчитать пример.

Никита даже не смог сосчитать пример.

В первом предложении речь шла о том, что пример был трудный, и даже умный Никита не смог его сосчитать. Во втором предложении мысль была совсем другой. В предложении сказано, что Никита плохо считает.

А теперь попробуйте к каждому из этих предложений найти продолжение – второе предложение, которое подтверждает мысль первого предложения.

Варианты.

Очень трудное было задание.

Он плохо считает.

Попробуем соединить предложения. Прочитаем, что получилось:

Даже Никита не смог сосчитать пример. Очень трудное было задание.

Никита даже не смог сосчитать пример. Он плохо считает.

У нас получилось два высказывания, научно говорят – два текста.

Что же такое текст? Текст – латинское слово. Переводится оно как «ткань, сочетание слов, словесное единство». Если вы внимательно рассмотрите любую ткань, то заметите, что состоит она из ниточек, которые переплетены между собой так, что составляют единое, крепкое целое.

Так и в тексте – все предложения переплетены одной главной мыслью и все рассказывают об одной теме.

Тексты бывают разные. В них может быть всего два предложения и больше.

Найдите среди двух записей текст.

1. У Саши жил пёс. Саша любит сказки. Оля ест яблоко.

2. У Саши есть собака. Её зовут Жулька. Мальчик любит с ней играть. 

3. Когда? Разве? Гуляю.

Будем рассуждать так. Первая запись не является текстом. Это разные предложения. Они не связаны по смыслу между собой.

Третья запись – ответы на чьи-то вопросы, не связанные между собой по смыслу. Она также не является текстом.

Вторая запись – это текст. Все предложения связаны общим смыслом, они рассказывают про собаку, которая была у Саши. К тексту можно нарисовать картинку (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к тексту (Источник)

К тексту можно придумать ещё предложение-продолжение. Например: Каждый день Саша выходит с Жулькой на прогулку.

Вы, наверное, замечали, что у стихов, рассказов, сказок, которые вы читали, бывает заголовок. Он записывается посередине перед текстом. Давайте попробуем придумать заголовок к нашему тексту. Для этого определим, о ком был текст. О Саше и Жульке. Вот и заголовок готов: «Саша и Жулька». Часто по заголовку можно сразу догадаться, о ком или о чём будет говориться в тексте.     

В книгах, журналах, учебниках вы тоже читаете тексты. В большом тексте может быть не одна важная мысль, а несколько. Чтобы их показать, текст делят на части. Каждая часть имеет свою важную мысль. Но чтобы легче было найти каждую часть, её начинают писать с красной строки. Я думаю, вы слышали такое выражение, «красная строка», но что оно означает? Почему именно красная, а не синяя или зелёная?

Когда-то в древние времена, когда ещё не были изобретены машины, которые умеют печатать, книги переписывали от руки. Был даже такой специальный человек – писарь.

Рис. 3. Писарь (Источник)

Перед ним стояли две баночки с краской. Чёрной краской писарь переписывал весь текст, а вот новую страницу начинал с рисования красивой красной буквы (рис. 4). Наши предки слово «красный» употребляли в значении «очень красивый»: красна девица, красноречие, красное словцо, прекрасный. А вот цвет словом «красный» стали называть позже. В наши дни красивых букв никто не рисует, а название «красная строка» осталось.

Рис. 4. Красная строка (Источник)

Давайте прочитаем отрывок из рассказа Николая Сладкова. Это тоже текст. Понаблюдаем, как он записан.

Простаки эти голуби!

Воробьи похитрее.

Голуби честно ищут корм, а воробьи-хитрюги за ними подглядывают. Как увидят, что голуби на подоконник слетелись, толкаться начали, так и мчат сразу, но не на подоконник, а под окно.

Наверху толкотня, драка: зёрна и крошки сыплются вниз. Воробьи внизу не зевают: клюют себе с выбором. Вот пройдохи!

Красная строка – это небольшой отступ от края строки. С красной строки начинают писать не любую часть текста, а такую, в которой содержится новая мысль. Сколько раз начинал Н. Сладков писать с красной строки? Четыре раза. Часть текста от одного отступа (красной строки) до другого называется абзац. Абзац может состоять только из одного предложения, но может быть и большим. Зависит это от той мысли, которую он выражает.

Итак, сегодня на уроке вы узнали о том, что предложения могут соединяться по смыслу и создавать тексты. Тексты могут произноситься и записываться. Тексты – это и стихи, и рассказы, и объявления, и письма, которые мы пишем и читаем. Но все предложения в тексте рассказывают о чём-то, передают информацию и имеют обязательно общий смысл. У каждого текста, как и у предложения, есть своя важная мысль. У него может быть заголовок. Заголовок к тексту, если его нет, вы можете придумать сами.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Festival.1september.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Вставьте в предложения слова. Вам помогут слова для справок. Можно ли эти предложения назвать текстом?

Вот… пчёлка от своего зимнего сна. … глазки мохнатыми лапками. … подруг.

К. Ушинский

Слова для справок: прочистила, проснулась, разбудила.

3.Прочитайте предложения. Найдите три предложения, которые можно объединить по смыслу и получить текст.

Таня читает книгу. Мама купила молоко и хлеб. В книге много интересных сказок. Полил сильный дождь. Самая интересная сказка про Золушку. У Ильи есть друг.

4.Определите, сколько в тексте предложений. Придумайте заголовок.

Дима искал в лесу грибы вдруг в кустах что-то зашуршало мальчик испугался в траве показался ёж.

5. Добавьте к каждому предложению ещё 1–2 предложения, объединив их по смыслу.

Вчера я был в цирке.   …

Петя обидел своего товарища.   …

Чудесное время года – лето!   …

6. Рассмотрите рисунки Н. Радлова. Придумайте к каждому предложение. Составьте текст.