Классы
Предметы

Слово и его значение. Знакомство с толковым словарём

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Слово и его значение. Знакомство с толковым словарём

Вы уже знаете, что главный работник любого языка – слово. Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русскими словами». На уроке мы познакомимся с многообразием лексического словарного запаса русского языка, научимся определять лексическое значение слов, узнаем об авторе «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимире Ивановиче Дале.

Слова бывают разные. Есть вежливые слова: «спасибо», «здравствуйте». Есть важные слова: «Родина», «мир». Есть дорогие слова: «мама», «папа». Есть вкусные слова: «конфеты», «мороженое». А школьные слова можете назвать? Наверное, сразу скажете: «школа», «класс», «учитель», «ученики». Слов разных очень-очень много и по звучанию, и по значению.

Вот как написал об этом Михаил Пляцковский в стихотворении «Какие бывают слова» (рис. 1):

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

 

 

 

 

 

конфета

ракета

лимон

 

вагон

ёжик

дождик

Рис. 1. Иллюстрация к стихотворению (Источник)

Каждое услышанное слово вы смогли представить, потому что оно что-то обозначает, научно говорят – имеет значение, и вы им пользовались когда-то в своей речи или слышали в речи других людей. Но когда-то каждое слово вы узнали впервые, вам объяснили взрослые, что оно значит, и вы это запомнили. Так появлялся и накапливался ваш собственный запас слов.

Многие слова вам понятны сразу, и вы можете догадаться, как они появились.

Вот слово «старик» – это старый человек, «малыш» – маленький человек (рис. 2).

 

 

старик

малыш

Рис. 2. Старик и малыш (Источник)

Какие-то слова можно узнать, если выяснить историю их возникновения.

Знаете ли вы, что когда-то глаза называли «очи»? Теперь вы понимаете значение слова «очки»?

Очки – прибор с двумя стёклами для улучшения зрения и для защиты глаз (рис. 3).

Рис. 3. Очки (Источник)

Лоб называли чело. Сможете объяснить, как появилось слово человек? Человек – живое существо, обладающее разумом и речью.

Можете ли вы объяснить, что означают научные слова «лексика», «этимология»? Наверное, нет, ведь слова очень трудные и редко встречаются. Прочитайте их значение.

Лексика – это греческое слово, обозначающее весь словарный состав языка, т. е. все слова языка.

Этимология – тоже греческое слово, это наука о происхождении слов. Она выясняет, как слово появилось в нашем языке, откуда пришло.

А задумывались ли вы, сколько слов в русском языке? Точно ответить вам не сможет никто. Дело в том, что язык всё время постоянно развивается, в нём появляются новые слова, ведь появляются и новые изобретения, открытия, предметы, которым даются названия. Некоторые слова совсем исчезают из нашего современного языка. 

Как же узнают о новых и старых словах? Из словарей. Их называют толковыми словарями, потому что их задача – объяснить, растолковать смысл слов. Эти словари большие и толстые, ведь слов в нашем языке очень много, названия всего, что есть во Вселенной можно найти в словарях. Самый большой «Словарь современного русского литературного языка» состоит из 17 томов (рис. 4).

Рис. 4. Словарь (Источник)

Об истории появления слова в языке расскажет словарь, который называется этимологическим (рис. 5).

Рис. 5. Этимологический словарь

Словари составляют люди, которые занимаются тем, что собирают слова. Их фамилии вы прочтёте на обложках этих умных книг.  Французский писатель Анатоль Франц сказал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Слова в словаре расположены в алфавитном порядке, поэтому если вы хорошо знаете алфавит, то легко и быстро найдёте любое слово, значение которого хотите выяснить и объяснение к нему. Это называется словарной статьей.

А знаете ли вы, что в XIX веке жил составитель одного из самых интересных словарей русского языка – Владимир Иванович Даль (рис. 6)? 

Рис. 6. В.И. Даль (Источник)

Его главным делом было собирать слова. Он ездил по России, прислушивался к речи людей и записывал слова. Даль собрал двести тысяч слов. Он хотел отдать своё богатство всем людям и решил составить словарь: поселить все слова вместе, в большой книге. Свой труд В.И. Даль назвал «Толковый словарь живого великорусского языка» (рис. 7).   

Рис. 7. Словарь В.И. Даля (Источник)

Попробуйте узнать слово по его описанию (рис. 8).

1. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

2. Прямоугольник с равными сторонами.

3. Раскалённое небесное тело (звезда), вокруг которого вращается наша Земля и другие планеты.

 

 

 

Рис. 8. Иллюстрация к заданию (Источник)

Значит, зная лексическое значение, слово можно легко определить. Но не все слова нашего языка можно найти в словаре. Русский язык так богат и красив, что в нём существуют слова, с помощью которых мы выражаем свои чувства, и все их понимают без объяснения, например: «ура!, тьфу, ну и ну, брысь». Найдите такие слова в стихотворении: 

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!»

Кто встречается с бедой,

Произносит слово «Ой!»

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!»

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!»

А. Тетивкин

Это слова: ах, ох, эх, эй, ух, ой. Вы тоже такими словами иногда пользуетесь.

Подведём итог урока. Всё о чём мы думаем, что делаем, видим или слышим, мы можем выразить словами – сказать или написать. Сегодня вы узнали, что у каждого слова есть лексическое значение, и если вы слово ещё не знаете и не понимаете его значения, то нужно воспользоваться толковым словарём и выяснить его лексическое значение или спросить у взрослых. Помните: чем больше человек читает, тем больше слов он узнаёт.

А вот незнакомое слово, не зная его значения, в речи использовать не надо: «Со словом обидным – нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться» – сказал поэт Н. Рыленков.

Грубые, обидные, резкие слова не красят самого говорящего. Пополняйте свой словарный запас словами умными и добрыми.

Сегодня на уроке мы познакомились с многообразием лексического словарного запаса русского языка, научились определять лексическое значение слов, а также узнали автора «Толкового словаря живого великорусского языка» – Владимира Ивановича Даля.  

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. Zankov.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Отгадайте загадки. Объясните лексическое значение слов-отгадок.

а) День прибывает, а он убывает.
б) Ниток много, а в клубок не смотаешь

3. Решите пример и получите слово. Объясните его значение.
Сад + рож – Д + Ь– А –С = ?     
4. Прочитайте стихотворение А. Санина. Почему вдруг произошли такие чудеса? Исправьте ошибки.
Дым на улице стоит, дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка. Со стола упала кошка.
В
день весенний у ворот начал дружно таять мед.
Пироги пекутся в речке. Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком?

5. Договорите слова:

Самолетом правит … .

Трактор водит … .
Электричку – … .
Стены выкрасил … .
Доску выстругал … .
В доме свет провел … .
В шахте трудится … .

В жаркой кузнице – … .
Кто все знает – молодец!