Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram, наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета) могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Мы знаем о проблеме и уже занимаемся её решением.
Классы
Предметы

Предложение. Интонация. Логическое ударение

Вы, конечно, знаете, что всё на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, облака – из водяных капель, все предметы и вещества из крошечных невидимых частичек – атомов, а сегодня на уроке мы поговорим о том, что состоит их слов – о предложении. На уроке мы узнаем, что такое предложение и научимся отличать предложение от набора слов. Выясним, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, какие знаки препинания пишутся на конце предложения в письменной речи. Также откроем, что такое логическое ударение и как определить его место.

Ответьте на вопросы. Что такое предложение? Любые ли слова могут построить предложение?

Сравните две строки.

Кот, квадратный, хорошо, пишет.

Кот, рыжий, спит, крепко.

Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать – «квадратный кот»? «Хорошо пишет кот»? Нет, нельзя.

Попробуем составить предложение из слов второй строки.

Проверьте себя.

Рыжий кот крепко спит.

Мы узнали о том, что кот рыжий и что он спит.

Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?

Крепко спит рыжий кот.

Кот рыжий спит крепко.

Мысль осталась прежней. Её можно образно представить или нарисовать (рис. 1).

Рис. 1. Рыжий кот крепко спит (Источник)

Сделаем вывод: предложение – это единица нашей речи, которая служит для выражения мысли. Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.

Выполните задание. Найдите предложения.

Весна, ребята, каникулы, солнце.

Весна уже пришла. Дует тёплый ветерок.

Проверьте себя.

В первой строке записаны просто слова, во второй строке два предложения.

1-е: Весна уже пришла.

2-е: Дует тёплый ветерок. 

Каждое предложение выразило свою мысль. Слова в предложениях связаны так, что понятно, о чём и что надо сказать.

Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом: Весна уже пришла.

Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация. Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку. Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.

Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.

Саша, принеси, пожалуйста, учебник.

Таня, не плачь!

В предложении можно о чём-то спрашивать. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино?

Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. 

Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют – восклицательные предложения.

В конце таких предложений стоит восклицательный знак.

Мама приехала!

Это очень интересная книга!

Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.

Потренируйтесь.

1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.

Ребята ходили в субботу в кино.

2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.

Ребята ходили в субботу в кино!

3. Прочитайте побудительное предложение.

Ребята, сходите в субботу в кино!

4. Прочитайте вопросительное предложение.

Ребята ходили в субботу в кино?

Сделаем вывод. Любое предложение бывает

Сделаем вывод. Любое предложение бывает

по цели высказывания

повествовательное

 

побудительное

 

вопросительное

по интонации

восклицательное

 

невосклицательное

Итак, важно понимать, какое предложение ты читаешь, чтобы получалось выразительное чтение. Надо следить за знаками в конце предложений и правильно их интонировать. 

Прочитайте выразительно стихотворение Г. Чистяковой и подумайте, какие чувства надо передать при чтении и с какой интонацией необходимо читать.

Кто из вас, ребята, знает,

Отчего собака лает?

Чем собака недовольна:

Может, кто-то стукнул больно,

Может, лапу отдавили,

Может, кошки задразнили,

Может, ласки захотела,

Может быть, давно не ела,

Может быть, страшна её вьюга,

Может, потеряла друга?

Отчего собака лает?

Может, голос проверяет?

Голос звонок! Даже очень!

Может быть, сказать нам хочет:

- Посмотрите, умоляю,

Как же я прекрасно лаю!

Рис. 2. Собака

В этом стихотворении вы увидели ещё один знак – запятую, она говорит: читай с паузами, интонация перечисления.

У каждого предложения есть своя задача речи. Как же её определить?

Прочитайте предложение

На диване лежит котёнок.

Задачей этого предложения было сообщить, что именно котёнок, а не щенок и не взрослая кошка лежит на диване. При чтении необходимо выделить голосом слово котёнок. Выделение голосом важного по смыслу слова называется логическим ударением. Договоримся показывать его графически стрелкой над словом.

На диване лежит котёнок.

Теперь выделим голосом (поставим логическое ударение)  слово «лежит». Задача речи – сообщить, что котёнок не прыгает, не ест, а именно лежит.

Прочитайте.

На диване лежит котёнок.

Поменяем место логического ударения: перенесем его на слово «на диване». Задача этого предложения – сообщить, что котёнок лежит не на стуле, не на полу, а именно на диване.

Прочитайте.

На диване лежит котёнок.

Можно заметить, что предложения одинаково написаны, но различаются в прочтении, и зависит это от логического ударения. В устной речи логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от того, какова цель сообщения, то есть задача речи. Значит, чтобы выразительно читать, надо правильно ставить логическое ударение на нужные слова и произносить предложения с правильной интонацией.

Существуют ли правила написания предложений? Да. Предложение всегда записывается с заглавной буквы. В конце предложения ставят знак: точку, вопросительный или восклицательный знаки, иногда многоточие. Их называют знаками препинания. 

Сегодня на уроке мы узнали, что такое предложение, и научились отличать предложение от набора слов. Выяснили, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания и какие знаки препинания пишутся в конце предложений в письменной речи. Также на уроке открыли, что такое логическое ударение и как определить его место.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник. (Источник)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Festival.1september.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. 7licei.3dn.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Продолжите предложения:

В конце предложения ставится …, или … знак, или … знак. В конце предложений, которые выражают сильные чувства, ставится …  … . В конце предложений, в которых содержится вопрос, ставится …  … .

3. Придумайте  предложение по заданному условию.

Кто? Что делает? Чем? Что? Где?

4. Прочитайте предложения, изменяя место логического ударения.

Мальчик пишет карандашом предложение в тетради. 

Мама поливает водой цветы в саду.

5. Назовите строку, в которой записано побудительное предложение:

а) Ира, пойдём гулять в сад.

б) Ира и Света гуляли в саду.

в) Света гуляла в саду?

6. Соберите рассыпанное предложение:

Вместе, петь, хором, лучше, а, порознь, говорить.

6. Придумайте продолжение предложений:

Мой друг занимается… . 

Твой друг занимается… ?

7. Прочитайте стихотворение Г. Сапгира с правильной интонацией так, чтобы стало понятно, кто и как относится к футболу.

Футбол

Сказала тётя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

-Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во футбол!