Классы
Предметы

Что такое части речи?

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Что такое части речи?

На уроке мы рассмотрим понятия «части речи», «морфология», ученики научимся ставить вопросы к словам для определения частей речи, узнаем о свойствах частей речи, выполним много интересных заданий.

Группы слов

Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова объединяются в большие группы.

Мы уже умеем определять группы слов, которые имеют общее значение и отвечают на одинаковые вопросы. Это группы слов, которые обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов.

Вспомним, на какие вопросы отвечают слова из каждой группы:

Первая группа – слова, обозначающие предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?

Вторая группа – слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Третья группа слов – это слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

ПРЕДМЕТ

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

Кто?

Какой?

Что делать?

Что?

Какая?

Что сделать?

 

Какое?

 

 

Какие?

 

В русском языке группы слов, имеющие общее значение, общие признаки и отвечающие на одинаковые вопросы получили название части речи.

 

Морфология

Частями речи и их особенностями занимается наука морфология.

Слово морфология происходит от двух греческих слов: морфо – форма, логос – наука.

Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы.

Сколько частей речи, как они называются и какими свойствами обладают, мы узнаем на других уроках.

 

Свойства частей речи

А пока на практике научимся правильно ставить вопросы и распределять слова в группы.

Распределим слова в группы: слова, обозначающие предмет; признак предмета; действие предмета.

Зелень, звонить, светлеть, зелёный, звон, свет, звонкий, зеленеть, светлый.

Проверим правильность выполнения задания:

Что? Зелень – обозначает предмет.

Что делать? Звонить – обозначает действие.

Что делать? Светлеть – действие.

Какой? Зелёный – признак предмета.

Что? Звон – предмет.

Что? Свет – предмет.

Какой? Звонкий – признак.

Что делать? Зеленеть – действие.

Что делать? Светлеть – действие.

ПРЕДМЕТ

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

Зелень

Зелёный

Зеленеть

Звон

Звонкий

Звонить

Свет

Светлый

Светлеть

Составим цепочку слов по образцу:

Цветок – цветочный – цвести.

Ночь –

Смех –

Рыба –

Холод –

Корм –

Проверим, что получилось:

Ночь – какой? – Ночной – что делать? – Ночевать.

Смех – какой? – Смешной – что делать? – Смешить.

Рыба – какой? – Рыбный – что делать? – Рыбачить.

Холод – какой? – Холодный – что делать? – Холодить.

Корм – какой? – Кормовой – что делать? – Кормить.

Каждая часть речи имеет общее значение, одинаковые вопросы, а также общие признаки. Понаблюдаем за общими признаками слов каждой группы.

Рассмотрим картинки.

Яблоко

Яблоки

Цветок

 Цветы

Рис. 1. Яблоко (Источник)

Рис. 2. Яблоки (Источник)

Рис. 3. Цветок (Источник)

Рис. 4. Цветы (Источник)

Один или много предметов обозначают слова?

Яблоко – один предмет. Яблоки – много предметов.

Цветок – один предмет. Цветы – много предметов.

Это общее свойство – обозначать один или много предметов.

Одушевлённые или неодушевлённые предметы?

Воробей

Книга

Солнце

Рис. 5. Воробей (Источник)

Рис. 6. Книга (Источник)

Рис. 7. Солнце (Источник)

Девочка

Кошка

Юла

Рис. 8. Девочка (Источник)

Рис. 9. Кошка (Источник)

Рис. 10. Юла (Источник)

Кто? Воробей – одушевлённый предмет

Что? Книга – неодушевлённый предмет

Что? Солнце – неодушевлённый предмет

Кто? Девочка – одушевлённый предмет.

Кто? Кошка – одушевлённый предмет.

Что? Юла – неодушевлённый предмет.

Делаем вывод: у слов, обозначающих предметы, есть общие признаки – они могут обозначать один или несколько предметов, называть одушевлённый и неодушевлённый предмет.

Определим, признак принадлежит одному или нескольким предметам.

Зелёный (лист), цветные (карандаши).

Зелёный лист

Цветные карандаши

Рис. 11. Зелёный лист

Рис. 12. Цветные карандаши

Лист– какой? – Зеленый – признак принадлежит одному предмету.

Карандаши – какие? – Цветные – признак принадлежит нескольким предметам.

Делаем вывод: признак может принадлежать одному или нескольким предметам.

Рассмотрим картинки и определим, когда происходит действие: в настоящий момент, уже произошло или произойдёт?

Читают

Поймал

Прыгнет

Рис. 13. Читают (Источник)

Рис. 14. Поймал (Источник)

Рис. 15. Прыгнет (Источник)

Что делают? Читают. Действие происходит в настоящий момент.

Что сделал? Поймал. Действие уже произошло.

Что сделает? Прыгнет. Действие ещё произойдёт.

Делаем вывод: у группы слов, которая обозначает действие предмета, есть общий признак: они указывают, в какой момент происходит действие.

 

Задания для закрепления

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Отгадаем загадки. Назовём слова-названия предметов; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета.

Гудит, а не мотор,

Летит, а не птица,

Жалит, а не змея.

Пчела

Рис. 16. Пчела

Ответ: пчела.

Названия предметов:

Что? Мотор.

Кто? Птица.

Кто? Змея.

Кто? Пчела.

Действия предметов:

Что делает? Гудит.

Что делает? Летит.

Что делает? Жалит.

Следующая загадка.

Летит чёрная орлица,

Крылья распластала,

Солнце красное застлала.

Туча 

Рис. 17. Туча (Источник)

Ответ: туча.

Названия предметов:

Кто? Орлица.

Что? Крылья.

Что? Солнце.

Признак предмета:

Орлица какая? Чёрная.

Солнце какое? Красное.

Действие предмета:

Орлица что делает? Летит.

Орлица что сделала? Распластала и застлала.

В каждом ряду определите лишнюю часть речи:

1 Зима, стол, зимний, лес.

2 Рисовать, рисунок, сидеть, петь.

3 Дорогой, маленький, красный, мяч.

Проверим, что получилось:

1 Что? Зима Что? Стол Какой? Зимний Что? Лес.

Лишнее слово – зимний. Это слово обозначает признак предмета, все остальные – предмет.

2 Что делать? Рисовать Что? Рисунок Что делать? Сидеть Что делать? Петь.

Лишнее слово – рисунок, это слово обозначает предмет, остальные слова обозначают действие предмета.

3 Какой? Дорогой Какой? Маленький Какой? Красный Что? Мяч.

Лишнее слово – мяч. Это название предмета, остальные слова обозначают признак предмета.

На этом уроке мы узнали, что части речи – это группы слов, которые имеют общее значение, общие признаки и отвечают на одинаковые вопросы.

 

Это интересно

Иногда, чтобы определить, что обозначает слово, необходимо целое словосочетание или предложение. Давайте рассмотрим пример.

Большая печь.

Печь 

Рис. 18. Печь (Источник)

Что? Печь – слово обозначает предмет.

Печь блины.

Печь 

Рис. 19. Печь (Источник)

Что делать? Печь – слово обозначает действие предмета.

Определите, что обозначают выделенные слова:

Ребята разбили стекло.

Молоко стекло по краю стола.

Разбили что? Стекло – предмет.

Молоко что сделало? Стекло – действие предмета.

Моряки заделали течь.

Вода перестала течь.

Заделали что? Течь – предмет.

Вода перестала что делать? Течь – действие предмета

На следующем уроке мы узнаем, какая часть речи называется «имя существительное», что обозначает существительное, как определить род существительного.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).  
  2. Myshared.ru (Источник).   
  3. Popovama2.ucoz.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 93 С. 70, упр. 94 С.71.
  • Разделите слова из стихотворения на три колонки: предмет, признак предмета, действие предмета.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. Слова, называющие предмет, подчеркни одной чертой, слова, называющие признак предмета, – волнистой линией, слова, называющие действия, подчеркни двумя линиями.

Красная Шапочка и Волк

Рис. 20. Красная Шапочка и Волк (Источник)