Классы
Предметы

Что такое глагол?

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Что такое глагол?

На этом уроке мы узнаем, какая часть речи называется глаголом, на какие вопросы отвечает и что обозначает глагол. Выполним множество интересных заданий.

Что обозначает глагол? Вопросы глагола

Узнаем, что обозначает глагол и на какие вопросы он отвечает.

Для этого рассмотрим фото.

Мальчик читает

Девочка поёт

Рис. 1. Мальчик читает (Источник)

Рис. 2. Девочка поёт (Источник)

Что делают дети?

Мальчик читает.

Девочка поёт.

Мальчик что делает? читает.

Девочка что делает? поёт.

Слова читает и поёт обозначают действие предмета.

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Прочитаем слова, поставим вопросы и назовём глаголы.

Бег – бежать

Плавание – плавать

Пение – петь

Ходьба – ходить

Треск –трещать

Что? Бег, плавание, пение, ходьба, треск – это существительные, они обозначают предмет.

Что делать? Бежать, плавать, петь, ходить, трещать – это глаголы, они обозначают действие предмета.

Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом.

Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать?

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, лететь, прилететь, бежать, прибежать.

Проверим:

Что делать?                                    Что сделать?

рисовать                                            нарисовать

писать                                               написать

копать                                               выкопать

лететь                                                прилететь

бежать                                               прибежать

 

Глагол – член предложения

Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. В предложении глагол чаще всего является сказуемым. Например:

Дети бегут.

Дети бегут 

Рис. 3. Дети бегут (Источник)

Кто? Дети – подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Дети что делают? Бегут.

Бегут – сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Составим из слов первого и второго столбика предложения. Подчеркнём глаголы, как члены предложения.

Щука                          летает

Человек                     ползает

Лошадь                      плавает

Ласточка                    бегает

Лягушка                     ходит

Змея                          прыгает

 

Проверим.

Щука плавает. Человек ходит. Лошадь бегает. Ласточка летает. Лягушка прыгает. Змея ползает.

Глаголы: плавает, ходит, бегает, летает, прыгает, ползает – в предложении являются сказуемыми и подчёркиваются двумя чертами.

Прочитаем стихотворение. Назовём глаголы.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзшей воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Некрасов Н.

Проверим.

Глаголы:

Что делает? Бушует

Что сделали? Побежали

Что делает? Обходит

Что делает? Идёт

Что делает? Шагает

Что делает? Трещит

Что делает? Играет

 

Глагол обозначает действие предмета

У каждой части речи есть общие свойства.

Мы уже знаем, что общим свойством глаголов является – обозначать действие предмета.

Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Малыш собирает пирамидку 

Рис. 4. Малыш собирает пирамидку (Источник)

Малыш собирает пирамидку.

Малыш что делает? собирает.

Глагол собирает – обозначает действие, которое происходит в настоящий момент.

Малыш собрал пирамидку.

Малыш что сделал? собрал.

Глагол собрал – обозначает действие, которое уже произошло.

Малыш соберёт пирамидку.

Малыш что сделает? соберёт.

Глагол соберёт – обозначает действие, которое ещё произойдет.

Делаем вывод:

Глагол может обозначать действие, которое происходит в настоящий момент, уже произошло или ещё произойдёт.

 

Глаголы изменяются по числам

Также глаголы могут обозначать действие одного или нескольких предметов. Например.

Птица летит

Птицы летят

Рис. 5. Птица летит (Источник)

Рис. 6. Птицы летят (Источник)

Птица летит.

Птица что делает? летит.

Глагол летит – обозначает действие одного предмета.

Птицы летят.

Птицы что делают? Летят.

Глагол летят – обозначает действие нескольких предметов.

Давайте познакомимся с планом ответа на вопрос «Что такое глагол?»

Глагол

1-                 Часть речи.

2-                 Обозначает действие предмета.

3-                 Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4-                 Изменяется по числам.

5-                 В предложении чаще всего является сказуемым.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник). 
  2. 5klass.net (Источник). 
  3. Collegy.ucoz.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 129, 130 С. 94.
  • Прочитайте отрывок из стихотворения К. Чуковского. Выпишите глаголы, поставьте к ним вопросы.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

 

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"

 

  • * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд (до 10-ти вопросов) на тему «Глагол»