Классы
Предметы

Имя существительное. Род имён существительных

На этом уроке мы узнаем, какая часть речи называется «имя существительное», что обозначает существительное, каких родов бывают существительные, как определить род существительного и какие существительные не имеют рода.

Имя существительное – часть речи

Познавая мир, наши предки давали названия окружающим предметам и явлениям. Оглянитесь вокруг – всё названо, всё имеет своё имя. Имя существительное – самая древняя и важнейшая часть речи.

Узнаем о ней больше.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

 

Что обозначает существительное

К существительным относятся слова-названия предметов.

Например: стол, мяч, книга.

Стол

Мяч

Книга

Рис. 1. Стол (Источник)

Рис. 2. Мяч (Источник)

Рис. 3. Книга (Источник)

Также слова, обозначающие людей.

Например: мальчик, девочка, мужчина, женщина, ребёнок, врач, бабушка.

Мальчик

Девочка

Мужчина и женщина

Рис. 4. Мальчик

Рис. 5. Девочка

Рис. 6. Мужчина и женщина

Ребёнок

Врач

Бабушка

Рис. 7. Ребёнок

Рис. 8. Врач

Рис. 9. Бабушка

Животных, например: собака, петух, черепаха, муха.

Собака

Петух

Черепаха

Муха

Рис. 10. Собака

Рис. 11. Петух

Рис. 12. Черепаха

Рис. 13. Муха

Состояние или явления природы: гроза, дождь, снег.

Гроза

Дождь

Снег

Рис. 14. Гроза (Источник)

Рис. 15. Дождь (Источник)

Рис. 16. Снег (Источник)

События или состояния: праздник, обида, беседа.

Праздник

Обида

Беседа

Рис. 17. Праздник

Рис. 18. Обида

Рис. 19. Беседа

Вещества: соль, краска, мука.

Соль

Краска

Мука

Рис. 20. Соль (Источник)

Рис. 21. Краска (Источник)

Рис. 22. Мука (Источник)

Итак, существительные обозначают предмет. Под предметом подразумевается всё, о чем можно спросить: кто это? что это?

Рассмотрим картинку и назовём слова, обозначающие предметы, людей и животных, явления природы, чувства.

Дети на льду 

Рис. 23. Дети на льду

Примерные варианты ответов.

Предметы: коньки, дом, шапка.

Люди и животные: мальчик, девочка, собака, ворона.

Явления природы: зима, снегопад, лёд.

Чувства: радость, испуг.

 

Род имен существительных

Мы уже знаем, что у каждой части речи есть свои признаки. У имени существительного можно определить род.

Для определения рода существительного задаём вопрос: чей? Если мы отвечаем: он мой – существительное мужского рода.

Если мы задаём вопрос: чья? И отвечаем на него: она моя – существительное женского рода.

Если к существительному мы задаём вопрос: чьё? И отвечаем: оно моё – существительное среднего рода.

Определим род существительных:

Пенал

Книга

Яблоко

Рис. 24. Пенал (Источник)

Рис. 25. Книга (Источник)

Рис. 26. Яблоко (Источник)

Пенал – чей? – он мой – мужской род.

Книга – чья? – она моя – женский род

Яблоко – чьё? – оно моё – средний род.

Кратко род существительных обозначается так:

мужской род – м.р.

Женский род – ж.р.

Средний род – ср.р.

У существительных род – постоянный признак. Существительное не изменяется по родам. Это значит, что стол – чей? – он мой – будет всегда мужского рода, а кукла – чья? – она моя – женского рода.

 

Задания для закрепления

А теперь закрепим полученные знания.

Прочитаем предложения. Среди выделенных слов определим существительные.

В мастерской звенит пила. Оля пила из кружки.

Бабушка затопила печь. Мама стала печь пироги.

Из крана начала течь вода. На дне лодки открылась течь.

Проверим.

В мастерской звенит пила. Звенит что? Пила. Пила – инструмент. Значит, существительное.

Оля пила из кружки. Оля что делала? Пила. Слово обозначает действие.

Бабушка затопила печь. Затопила что? Печь – предмет. Значит, существительное.

Мама стала печь пироги. Мама что стала делать? Печь. Слово обозначает действие.

Из крана начала течь вода. Вода что начала делать? Течь, слово обозначает действие.

На дне лодки открылась течь. Открылась что? Течь – предмет. Значит, существительное.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило – моё!

Это маленькое стихотворение поможет нам правильно определять род имён существительных.

Прочитаем слова и определим род существительных. Распределим предметы по коробкам.

Предметы и коробки

Рис. 27. Предметы и коробки

Проверим.

Существительные мужского рода: мяч – он мой, кубик – он мой.

Существительные женского рода: юла – она моя, машинка – она моя.

Существительные среднего рода: зеркало – оно моё, мыло – оно моё.

Предметы в коробках

Рис. 28. Предметы в коробках

На этом уроке мы узнали, что существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? У существительных выделяют три рода: мужской, женский, средний.

На следующем уроке мы узнаем, какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).
  2. Pedsovet.su (Источник).
  3. 7licei.3dn.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  •  Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 99 С. 76.
  • Разделите слова на три группы: м.р., ж.р., с.р. С тремя составьте предложения.

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений, описывающих картинку. Определи род каждого существительного в предложениях.

 

Рис. 29. На птичьем дворе (Источник)