Классы
Предметы

Что такое местоимение

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Что такое местоимение

На этом уроке мы узнаем, какая часть речи называется местоимением, на какие вопросы отвечает, какую роль играет в нашей речи. Узнаем правила употребления местоимений. Выполним задания.

Определение местоимения

Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи – местоимение. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст:

Ворона – городская птица.

Ворона знакома всем.

Перья у вороны серые или чёрные.

Сразу видно, что в этом тексте очень много повторов слова ворона. Подставьте вместо слова ворона слова она, у неё. Прочитайте получившийся текст:

Ворона – городская птица.

Она знакома всем.

Перья у неё серые или чёрные.

Ворона 

Рис. 1. Ворона (Источник

Местоимения помогают избежать повторов.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или его признак, не называя его. Своё название местоимение получило не случайно. Оно употребляется вместо имени существительного или имени прилагательного. В нашем языке очень много местоимений. Постепенно вы научитесь их различать, а пока назовём самые известные:

Я – мы. С помощью этих местоимений люди говорят о себе.

Ты – вы. С их помощью люди обращаются друг к другу.

Он, она, оно, они. С их помощью люди говорят о других людях или предметах.

Местоимения разнообразят нашу речь, создают речевое удобство, экономят время.

Местоимения я – мы, ты – вы, он, она, оно, они отвечают на вопросы кто?иличто? и указывают на предмет.  

Правила употребления местоимения

При употреблении местоимений нужно соблюдать правила, которые мы выучим.

Прочитаем предложение:

Он вбежал на веранду.

Нам не понятно, о ком идет речь, потому что местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Отсюда следует первое правило: местоимение можно использовать только после того, как был назван предмет или признак в предыдущем предложении. Например:

Наш пёс погнался за кошкой. Он вбежал на веранду.

Теперь нам понятен смысл предложения, потому что местоимение он указывает, что действие выполнил пёс.

Пес и кот 

Рис. 2. Пес и кот (Источник)

При обращении к однокласснику или другу вы можете использовать местоимение ты. Например:

Ты сделал задачу?

К друзьям или одноклассникам нужно обращаться вы. Например:

Ребята, вы сделали задачу?

При обращении к взрослому человеку используется уважительная форма – Вы. Например:

Мария Васильевна, Вы приедете в гости?

Обратите внимание, что местоимение Вы нужно писать с заглавной буквы.

Закрепление полученных знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания, потренируемся в использовании местоимений.

Откорректируем текст, избегая повторов.

Маша встала рано утром. Маша умылась и позавтракала. Маша пошла в школу. Маша очень любит учиться.

Проверим.

Маша встала рано утром. Она умылась и позавтракала. Девочка пошла в школу. Маша очень любит учиться.

Девочка 

Рис. 3. Девочка (Источник

Вставим подходящее по смыслу местоимение в телефонные разговоры.

– Привет, Дима. … меня слышишь?                                     Ты

– Здравствуйте. Мне нужна Оля. … дома?                           Она

– А где Слава и Женя? … будут играть?                              Они

– Ольга Николаевна, … придёте к нам сегодня?                  Вы

– Извините. … позвоню позже.                                           Я

Прочитаем стихотворение. Назовём местоимения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если он, и я, и ты

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты

Если мы сорвём цветы.

Цветок

Рис. 4. Цветок (Источник)                   

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения

Все местоимения.

На этом уроке мы узнали, что местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или признак, не называя его. Более подробно о местоимении вы узнаете на других уроках.

Это интересно

Знаете ли вы, что из местоимений можно составлять целые слова? Например:

Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:

– Эти тарелки и чашки чистые?

Таня ответила маме четырьмя местоимениями.

– Они вымыты (вы-мы-ты).

Мама и дочка 

Рис. 5. Мама и дочка (Источник)

Какие два местоимения и предлог нужно сложить, чтобы получились самые крупные овощи?

Тыквы (ты-к-вы).

Тыквы 

Рис. 6. Тыквы (Источник)

Какое местоимение составлено из двух предлогов?

Она (о-на).

Девочка 

Рис. 7. Девочка (Источник)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?

Оно.

Дерево

Рис. 8. Дерево (Источник

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).
  3. Pedsovet.su (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Прочитайте текст, вставьте нужные местоимения.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.

  • Прочитайте текст. Какая ошибка в нём была допущена? Исправьте её.

Лиса – это хищное животное. Лиса обитает в лесу. Шёрстка у лисы рыжего цвета. Лиса, обычно, не подпускает к себе людей.

  • Посмотрите на картинки. Назовите животных, охарактеризуйте их, применяя местоимения.