Классы
Предметы

Как установить связь слов в предложении

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Как установить связь слов в предложении

На этом уроке мы узнаем, как установить связь слов в предложении. Научимся устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, делать схемы порядка слов в предложении. Выполним много интересных заданий.

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

 

Рис. 1. Бусы (Источник)

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении – предложения не получится.

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке. Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка. Что делает кошка? Сидит. Кошка какая? Пушистая. Сидит где? На крылечке.

Рис. 2. Схема порядка слов в предложении 1

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение. Пушистая кошка сидит на крылечке.

 

Рис. 3. Кошка сидит на крыльце (Источник)

Вопросы помогли нам составить предложение.

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

 

Схема порядка слов в предложении

Связь слов можно показать схемой.

Рис. 4. Схема порядка слов в предложении 2

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

Что? Черёмуха. Что делала? Цвела.

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Черёмуха какая? Душистая.

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

Цвела где? У забора.

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

У забора какого? Старого.

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора.

 

Рис. 5. Черёмуха (Источник

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки.

 

Рис. 6. Пчёлы летят (Источник)

Проверим, что получилось:

Кто? Пчёлки. Что сделали? Вылетели. Пчёлки какие? Первые. Вылетели когда? Утром.

 

Рис. 7. Схема порядка слов в предложении 3

 

Порядок слов в предложении

Мы узнали, что слова в предложении связаны по смыслу, связь в предложении можно установить с помощью вопросов. Если взять бусы и поменять местами бусины, изменится их порядок. А что произойдёт, если изменить порядок слов в предложении?

Давайте понаблюдаем.

Прочитаем предложение. С севера дует резкий ветер.

Поменяем местами слова в предложении. Резкий ветер дует с севера. Это предложение.

Ветер севера с резкий дует. Это набор слов.

С дует ветер севера резкий. Это набор слов.

Делаем вывод: При составлении предложения помните о порядке слов.

 

Закрепление знаний на практике

Выполним задание. Из данных слов составим предложение. Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

раскрылись, белые, на, кувшинки, реке

 

Рис. 8. Белые кувшинки (Источник

Проверим. Вот один из вариантов ответа: На реке раскрылись белые кувшинки.

Что? Кувшинки. Что сделали? Раскрылись. Кувшинки какие? Белые. Раскрылись где? На реке.

Рис. 9. Схема порядка слов в предложении 4

Мальчик-иностранец записал предложения. Найдите и исправьте ошибки, которые он допустил.

У нашего кота пушистая хвост. Дети играли в сад. Утром дети идти в школу.

Проверим: У нашего кота пушистый хвост. Хвост какой? Пушистый.

Дети играли в саду. Играли где? В саду.

Утром дети идут в школу. Дети что делают? Идут.

Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.

 

Рис. 10. Перелётные птицы (Источник)

Проверим. Птицы что делают? Улетают. Птицы какие? Перелетные. Улетают когда? Осенью. Улетают куда? В края. В края какие? Тёплые.

Рис. 11. Схема порядка слов в предложении 5

На этом уроке мы узнали, что установить связь слов в предложении можно с помощью вопросов.

На следующем уроке мы узнаем правила правописания безударных гласных в корне слова и выполним множество интересных заданий.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School.xvatit.com (Источник). 
  2. Nsportal.ru (Источник).   
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 177, 178 С. 129.
  • Составьте из предложенных слов предложения. Если сможете, запишите несколько вариантов.

1. выросли, спелые, дереве, на, вишни, высоком.

2. Вася, бабушку, видел, не, маленький, давно, свою.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений и начерти схемы порядка слов в этих предложениях.