Классы
Предметы

Прямое и переносное значение слов

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Прямое и переносное значение слов

На этом уроке мы узнаем, что слова имеют прямое и переносное лексическое значение. Научимся различать в контексте прямое и переносное значение многозначных слов, поймём, зачем слова используются в переносном значении. Ознакомимся с правилами работы с толковым словарём.

Прямое и переносное значение слова

У каждого слова есть основное лексическое значение.

Например, парта – это школьный стол, зелёный – цвет травы или листвы, есть – это значит принимать пищу.

Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море, у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой.

 

Рис. 1. Чёрное море (Источник

Это прямое значение слова море. А в сочетаниях море огней, море людей, море книг мы видим переносное значение слова море, которое обозначает большое количество чего или кого-нибудь.

 

Рис. 2. Огни города (Источник

Золотые монеты, серьги, кубок – это предметы, сделанные из золота.

Рис. 3. Золотые монеты (Источник)

Рис. 4. Золотые серьги (Источник)

Рис. 5. Золотой кубок (Источник)

Это прямое значение слова золотой. Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы – волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки – так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце – так говорят о человеке, который делает добро.

Слово тяжёлый имеет прямое значение – иметь значительную массу. Например, тяжелый груз, ящик, портфель.

 

Рис. 6. Тяжёлый груз (Источник

Переносное значение имеют следующие словосочетания: тяжёлая задача – сложная, которую непросто решить; тяжёлый день – трудный день, требующий усилий; тяжёлый взгляд – мрачный, суровый.

Девочка скачет и температура скачет.

Рис. 7. Девочка скачет (Источник)

Рис. 8. Температура скачет (Источник)

В первом случае – прямое значение, во втором – переносное (быстрое изменение температуры).

Мальчик бежит – прямое значение. Время бежит – переносное.

Рис. 9. Мальчик бежит (Источник)

Рис. 10. Время бежит (Источник)

Мороз сковал речку – переносное значение – обозначает, что вода в реке замёрзла.

 

Рис. 11. Река зимой (Источник)

Стена дома – прямое значение. О сильном дожде можно сказать: стена дождя. Это переносное значение.

Рис. 12. Стена дома (Источник)

Рис. 13. Стена дождя (Источник)

Прочитайте стихотворение:

Это что же там за диво?

Солнце светит, дождь идёт,

У реки большой красивый

Мост из радуги встаёт.

Если солнце ярко светит,

Дождик льётся озорной,

Значит, этот дождик, дети,

Называется грибной!

Грибной дождь – переносное значение.

Как мы уже знаем, слова с несколькими значениями являются многозначными.

Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Определить, в каком значении употреблено слово, можно только из контекста, т.е. в предложении. Например:

На столе горели свечи. Прямое значение.

Его глаза горели от счастья. Переносное значение.

Рис. 14. Свечи горят (Источник)

Рис. 15. Глаза горят от счастья (Источник)

Можно обратиться за помощью к толковому словарю. Первым всегда даётся прямое значение слова, а затем – переносное.

Рассмотрим пример.

Холодный –

1. имеющий низкую температуру. Вымыть руки холодной водой. С севера дул холодный ветер.

2. Перен. Об одежде. Холодное пальто.

3. Перен. О цвете. Холодные оттенки картины.

4.  Перен. Об эмоциях. Холодный взгляд. Холодная встреча.

 

Закрепление знаний на практике

Определим, какие из выделенных слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

За столом сказала мать:

– Хватит языком болтать.

А сынишка осторожно:

– А болтать ногами можно?

 

Рис. 16. Мама и сын (Источник

Проверим: болтать языком – переносное значение; болтать ногами – прямое.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Рис. 17. Птицы осенью (Источник)

Проверим: синее море – прямое значение; разноцветный убор деревьев – переносное.

Ветерок спросил, пролетая:

– Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые нас руки растят.

 

Рис. 18. Рожь (Источник)

Проверим: рожь золотая – переносное значение; руки золотые – переносное значение.

Запишем словосочетания и определим, в прямом или переносном значении они употребляются.

Чистые руки, железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура.

Проверим: чистые руки – прямое, железный гвоздь – прямое, тяжелый чемодан – прямое, волчий аппетит – переносное, тяжёлый характер – переносное, олимпийское спокойствие – переносное, железная рука – переносное, золотое кольцо – прямое, золотой человек – переносное, волчья шкура – прямое.

Составим словосочетания, запишем словосочетания в переносном значении.

Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), бежит (спортсмен, ручей), шапка (мамина, снега), хвост (лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).

Проверим: злой мороз, чёрные мысли, бежит ручей, шапка снега, хвост поезда, ударил мороз, барабанит дождь.

На этом уроке мы узнали, что у слов есть прямое и переносное значение. Переносное значение делает нашу речь образной, яркой. Поэтому переносное значение очень любят использовать писатели и поэты в своих произведениях.

На следующем уроке мы узнаем, какая часть слова называется корнем, научимся выделять её в слове, поговорим о том, каковы значение и функции этой части слова.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Openclass.ru (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник). 
  3. Sch15-apatity.ucoz.ru (Источник).   

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 28 С. 21.
  • Выберите правильный вариант ответа на такие вопросы:

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика

Б) синтаксис

В)лексикология

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост

Б) жар солнца, каменное издание

В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный

Б) единственный, жалюзи, жокей

В) каменистый, кафтан, композитор

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 4-6 предложений со словами поле и дать, где эти слова используются в прямых и переносных значениях.