Классы
Предметы

Части речи и члены предложения

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Части речи и члены предложения

На этом уроке вы повторите, что вам уже известно про части речи и члены предложения. Узнаете, как слова становятся членами предложения, какими они бывают членами предложения. Потренируетесь в разборе предложений, чтобы не смешивать понятия «части речи» и «члены предложения».

Введение

Тема урока: «Части речи и члены предложения».

Вам, наверно, знакомы вопросы, которые часто задают люди: Кто это? Что это? Что он делает? Какой? Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Сколько? Который по счёту?

Все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка. Части речи – группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Части речи: самостоятельные и служебные

Части речи: самостоятельные и служебные

Самостоятельные - части речи, которые могут употребляться без слов-помощников.

  • имена существительные (отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет)
  • имена прилагательные (отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета)
  • глаголы (отвечают на вопросы что делать? что сделать?, обозначают действие предмета)
  • наречия (отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда?, обозначают признак действия)
  • имена числительные (отвечают на вопросы сколько? какой по счёту?, обозначают количество предметов, порядок предметов при счёте)
  • местоимения (слова, которые употребляются вместо имени существительного или имени прилагательного)

Служебные - части речи, которые самостоятельно в предложении употребляться не могут; их назначение – быть помощниками.

  • предлоги
  • союзы

Потренируемся в определении частей речи

Определим, какие части речи использовал Сергей Есенин.

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели.

А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стёклам льются.

Имена существительные.

Что? вьюга, ели, (земля) земли, (испуг) испуга, ставни, окно, снежинки, (мотыльки) мотыльками, слезинки, (стекло) стёклам

Глаголы.

Что сделала? разгулялась, что сделали? наклонились, заскрипели, что делают? бьются, тают, льются.

Наречие. Куда? вниз.

Предлоги: до, с, в, по.

Союзы: а, и.

Ставни – это створки для прикрытия окна. (см. Рис. 1)

 

Рис. 1. Ставни (Источник)

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения

Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились.

Определим части речи.

Звёздочки (что?) - имя сущ., первые (какие?) - имя прил., на – предлог, небо (что?) – имя сущ., засветились (что сделали?) – глагол.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.

Звёздочки засветились.

У каждого слова в предложении своя роль.

О чём говорится в предложении? Что? - звёздочки – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой.  Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? - засветились – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

 Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.

Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.

Засветились на небе первые звёздочки.

В этом предложении есть второстепенные члены предложения – члены предложения, без которых оно может существовать.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.

Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.

Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.

В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.

А частей речи -5.

Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.

Главные члены предложения и второстепенные

Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)

 

Я повстречал - основа предложения. Я – подлежащее, повстречал – сказуемое.

Повстречал (когда?) однажды, второстепенный член относится к сказуемому. Повстречал (кого?) жабу, второстепенный член относится к сказуемому.

Жабу (какую?) удивительную, второстепенный член относится к другому второстепенному члену.

 

Было перо - основа предложения. Перо – подлежащее, было – сказуемое.

Перо (какое?) белое, пушистое, второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове, второстепенный член относится к сказуемому.

Было (у кого?) у неё, второстепенный член относится к сказуемому.   

Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко.

Предложения распространённые и нераспространённые

Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.

Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде. Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул – это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.

Распространите предложения, пользуясь схемами.

 

Над лесом блеснула яркая молния.

Молния (какая?) яркая, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Блеснула (где? над чем?) над лесом, второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.

Прокатился отдалённый гром.

Гром (какой?) отдалённый, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Над нами хлынул проливной дождь.

Дождь (какой?) проливной, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Хлынул (над кем? где?) над нами, второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом. (см. Рис. 2)

 

Рис. 2. Распространённые предложения

Тренируемся в разборе предложений

Определите, какие предложения являются нераспространёнными.

Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)

Завяли травы. Лето миновало.

1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.

Что?- травы,  что сделали? – завяли. Это подлежащее и сказуемое.

Что?- лето, что сделало?- миновало. Это подлежащее и сказуемое.

Лесные тропы осень замела.

3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.

Что?- осень, что сделала? – замела. Это главные члены.

Замела (что?) тропы, тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.

Составляем предложения по схемам

Прочитай, какие предложения здесь написаны?

 

По схеме мы видим, что в 1 предложении два второстепенных члена: на крыльях, лебединых.  

Во 2 предложении один второстепенный член: в лесу.

В 3 предложении один второстепенный член: в ручьях.

В 4 предложении два второстепенных члена: свежий, в ветвях.              

Вот какие можно составить предложения по схемам.

Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)

Какими частями речи выражены члены первого предложения?

Прилетела Весна на лебединых крыльях.  

Прилетела – глагол, Весна – имя сущ., на – предлог, лебединых – имя прил., крыльях – имя сущ.

Что мы можем рассказать про предложение

Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.

Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.

Что мы можем рассказать про предложение.

Предложение

по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;

по интонации: восклицательное, невосклицательное;

по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;

по составу: простое, сложное.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер - это подлежащее, выражено именем существительным.

Ветер (что сделал?) занёс.Занёс - это сказуемое, выражено глаголом.

Так как, кроме главных, есть другие члены, - предложение распространённое.

Занёс (куда?) под берёзу, второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.

Занёс (что?) семечко, второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.

Семечко (какое?) маленькое, второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.

В предложении одна основа, поэтому оно простое. (см. Рис.3)

 

Рис. 3. Разбор предложения

Заключение

Не смешивайте эти понятия.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.

Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.

Части речи – группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Члены предложения – самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).  
  2. School-collection.edu.ru (Источник). 
  3. Oldskola1.narod.ru (Источник).    
  4. Oldskola1.narod.ru (Источник).    

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Прочитай текст. Определи части речи. Какой части речи нет в тексте? Обведи кружком номер правильного ответа.

1) Им. сущ.

2) Им. прил.

3) Мест.

4) Им. числ.

5) Гл.

Для сбора килограмма мёда пчела-труженица делает до ста пятидесяти вылетов. За один медосбор пчелиный рой пролетает расстояние,  равное расстоянию от Земли до Луны.

Из журнала «Юный натуралист».

  • Реши, на какие три группы можно разделить эти слова. Дай краткое название каждой группе: 1)…..; 2)…..; 3)…… Надпиши над словом номер той группы, в которую оно входит.

Веселье, весёлый, повеселился;

прогулка, прогулочный, гулял;

труд, трудовой, потрудился;

смех, смешной, засмеялся.

  • Прочитай стихотворение. Обозначь знакомые тебе части речи. Кратко напиши, каких самостоятельных частей речи нет в стихотворении.

Снег сено запорошил

Сквозь щели под потолком.

Я сено разворошил

И встретился с мотыльком.

Мотылёк, мотылёк

От смерти себя сберёг,

Забравшись на сеновал,

Выжил, зазимовал.

И. Бродский