Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram, наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета) могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Мы знаем о проблеме и уже занимаемся её решением.
Классы
Предметы

Фонетический разбор слова

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Фонетический разбор слова

На этом уроке вы узнаете, как выполнить фонетический разбор слова, повторите знания о звуках и буквах русского языка. Познакомитесь с правилами произношения слов с парными согласными.

Вспоминаем, что известно о звуках:

Из звуков состоят слова устной речи. Среди звуков есть гласные и согласные. Первые так называются потому, что произносятся с голосом. Когда мы их произносим, воздух не встречает преграды.

Вторые в речи присоединяются к гласным, потому так и называются: согласные. При произнесении этих звуков воздух всегда встречает преграду.

Среди гласных звуков один ударный, а остальные, если есть, безударные.

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Большая их часть составляет пары по твёрдости-мягкости. Например: б-б', м-м', в-в'. У некоторых пары нет.

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие согласные звуки: [щ'], [ч'], [й']

Помогут запомнить эти согласные звуки предложения: Жонглёр жонглирует шарами и цветами. Щука, чайка.

 Учёные придумали, как можно обозначать звуки нашей речи.

Они договорились использовать буквы, но ставить их в особые квадратные скобки. Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую.

 Ещё согласные бывают звонкие и глухие. Многие из них объединяются в пары по звонкости-глухости. Например, б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Но есть и такие, которые не имеют глухой или звонкой пары. Например, непарные звонкие: [л], [м], [н], [р], [й'], непарные глухие: [х], [ч'], [ц], [щ'].

Вспоминаем, что известно о буквах:

На письме звуки обозначаются буквами.

Русский алфавит включает в себя 33 буквы: 10 из них обозначают гласные звуки, 21 – согласные, а также ъ и ь (эти буквы звуков не обозначают).

Буквы гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

12 букв обозначают парные по звонкости-глухости согласные звуки.

Буквы согласных парных по звонкости-глухости: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Буквы л, м, н, р, й обозначают непарные звонкие согласные звуки.

Буквы х, ч, ц, щ обозначают непарные глухие согласные звуки.

Какие буквы указывают на твёрдость или мягкость согласного:

Произнесём слово «люк».

Перед вами транскрипция слова (передача звуков речи на письме с помощью специальных знаков): [л' у к]

Услышали первый звук [л'] мягкий согласный? Напишем первую букву л.

Ещё раз послушаем себя: [л'у. Второй звук гласный [у].

Какую букву надо выбрать? Напишем букву у. Получится у нас «лук». Нужна буква ю.

Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных звуков. Одни указывают на твёрдость, другие на мягкость согласного.

Слышу твёрдый согласный – после него на месте гласного пишу буквы а, о, у, ы, э.

Слышу мягкий согласный – после него на месте гласного пишу буквы я, ё, ю, и, е.

Произносим слова и записываем их буквами:

[н о с] – после твёрдого согласного [н] звук [о] обозначаем буквой о.

[н' о с] – после мягкого согласного [н'] звук [о] обозначаем буквой ё.

Запишите слова буквами.

[у т' а΄ т а] – утята Буква я обозначает мягкость предыдущего согласного [и] звук [а] [с' о΄ с т р ы] – сёстры Буква ё обозначает мягкость предыдущего согласного [и] звук [о] [д' эʹ н'] – день Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного [и] звук [э]

Буква ь обозначает мягкость согласного.

Как записывать в транскрипции сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?

О чём напоминает таблица?

[ж ыʹ] – жѝ                [ч΄á] – чá                    [ч' ý] – чý
[ш ы΄] – шѝ                [щʹá] – щá                  [щ'ý] – щý

Сочетания жи – ши пишутся с буквой и, а слышим звук [ы]. Сочетания ча – ща пишутся с буквой а, и звук слышим [а].

Ошибочно подменять звук [а] буквой я в звуковой схеме.

Сочетания чу – щу пишутся с буквой у, и звук слышим у].

Ошибочно подменять звук [у] буквой ю в звуковой схеме.

Вот так составили транскрипции к словам с данными орфограммами:

[ж ы т'] – жить [щ' у к а] – щука [ч' а ш к а] – чашка [ч' у л а н] – чулан

Что обозначают буквы е, ё, ю, я:

Ошибочно подменять звуки [э, о, у, а] буквами е, ё, ю, я в транскрипции.

Произнесём эти буквы:

е – [й' э], ё – [й' о], ю – [й' у], я – [й' а].

Эти буквы могут обозначать два звука.

Два звука они обозначают в начале слова, после гласных, после разделительных ъ и ь знаков.

яма [й' аʹ м а]

ель [й' э л']

Буквы я, е обозначают два звука, так как стоят в начале слова.

даёт [д а й' о΄ т]

приятный [п р'и й' аʹ т н ы й']

Буквы ё, я обозначают два звука, так как стоят после гласных.

вьюга [в' й' у΄ г а]

въеду [в й' эʹ д у]

Буквы ю, е обозначают два звука, так как стоят после разделительных ъ и ь знаков.

Звук [й'] передаётся буквой й и сочетанием букв ьи.

[л' и΄ с' й' и] – лисьи

[п т' иʹч' й' и] – птичьи

[м у р а в' й' и] – муравьи

Правила произношения слов с парными согласными:

В словах есть орфограммы, например безударных гласных и парных по глухости и звонкости согласных.

Чтобы не ошибиться в фонетическом разборе слова, обязательно произносите слова вслух, обращая внимание на звучание гласных и согласных.

1. На конце слова и перед глухими согласными на месте букв звонких согласных произносятся парные глухие согласные:

гла [с] (глаз), зага [т] ка (загадка), ро [п] кий (робкий), кни [ш] ка (книжка)

2. Перед звонкими парными (кроме [в]) на месте букв глухих согласных звучат парные звонкие:

Про [з'] ба (просьба), э [г] замен (экзамен), фу [д] бол (футбол).

 

Как произносятся безударные гласные:

Определим, какой безударный гласный звук произносится на месте пропуска.

Звонόк, колόть, бежáть, вязáть.

Зв нόк, к лόть, б жáть, в зáть.

Зв [а] нόк, к [а] лόть, б [и] жáть, в [и] зáть.

 С помощью значка транскрипции покажите, какой звук обозначает подчёркнутая в слове буква.

ошѝбка – [а] ши [п] ка

моркόвь – м [а] рко [ф']

леснѝк л – [и] сни [к]

сдéлать – [з] делать

Как выполнить звуко - буквенный разбор?

1. Послушай слово и запиши его (в столбик) значками звуков, укажи ударение (если не один слог).

2. Дай характеристику каждого звука:

  • гласный или согласный;
  • гласный: ударный или безударный;
  • согласный: твёрдый или мягкий;
  • звонкий или глухой.

3. Обозначь звуки буквами.

4. Укажи количество слогов, звуков и букв.

5. Запиши слово в строчку. Если есть орфограммы, отметь их.

Выполняем звуко-буквенный разбор:

Послушай слово: [й' о ш]. Запишем его значками звуков.

[й'] – согласный, звонкий, мягкий ё

[о] – гласный

[ш] – согласный, глухой, твёрдый ж

3 звука, 2 буквы, 1 слог

ёж

Обозначим звуки буквами.

Два звука [й'о] обозначаются буквой ё, она стоит в начале слова.

Глухой звук ш в конце слова обозначаем буквой ж.

Проверить парный согласный можно словом ежи.

Произнесём слово тетрадь.

[т'] – согласный, глухой, мягкий т

[и] – гласный, безударный е

[т] – согласный, глухой, твёрдый т

[р] – согласный, звонкий, твёрдый р

[á] – гласный, ударный а

[т'] – согласный, глухой, мягкий дь

6 звуков, 7 букв, 2 слога

Тетрáдь

Букв больше, так как мягкий знак звука не обозначает.

Заканчиваем транскрипцию слова и дописываем буквы:

[у] –                                        […] – о
[ч'] –               […] – ю          [к] –
[...] – е            [л] –                [н] –
[б] –                [а] –                 [о] –
[н'] –
[и] –
[к] –

Рис. 1. Образец

Заключение:

На уроке вы вспомнили, что известно о звуках и буквах, и узнали, как выполнить звуко-буквенный разбор слова.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание 

  1. Прочитай транскрипции, правильно запиши данные слова.
    [Горат], [ст'эп'], [л'от], [сл'ид'ил], [с'им'й'а], [й'асл'и], [м'ач'].
  2. Закончи транскрипцию слов и допиши буквы.
    [м'] –                                      [в] –
    [и] –                […] –я            [а] –
    [д] –                [г] –                [р] –
    [в'] –               [а] –                […] – о
    […] – е           [т] –                [б'] –
    [т'] –               [к] –                [й'] –
                          [а] –                [и] –
  3. Выполни звуко-буквенный разбор слов: ребята, певунья, денёк.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Russkiy-na-5.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).