Классы
Предметы

Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам

На этом уроке вы понаблюдаете за изменением глаголов по временам. Вы узнаете о значении, которое передаётся временными формами глагола. Познакомитесь с приметами, по которым их можно различать, с двумя формами будущего времени. Увидите, какая орфограмма есть в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы: что делаешь? что сделаешь?

Введение

Тема урока: «Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам».

В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам. Мы задаём друг другу вопросы: «Что ты делаешь в настоящий момент? Что ты делала вчера? Что будешь делать завтра? Или что сделаешь»

Знакомимся со значениями времён

На картинке изображены дети во время их разговора по телефону. (см. Рис. 1)

 

Рис. 1. Значение времён

Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора (в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время. Что делает? Слушает, говорит.

Когда говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени. Что делал? Слушал, говорил.

А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время. Что будет делать? Будет слушать, будет говорить. Что сделает? Послушает, поговорит.

Объясняем названия времён

Объясним названия времён. Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент, форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом, форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем.

Изменим глаголы по временам.

соловей

что делает сейчас? поёт

что делал раньше? пел

что будет делать? будет петь

художник

что делает сейчас? рисует

что делал раньше? рисовал

что будет делать? будет рисовать

дети

что делают сейчас? читают

что делали раньше? читали

что будут делать? будут читать

Ищем глаголы в стихотворении

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Будет  выстилать луга

Бархатом зелёным.  (Л.Аким)

Действие происходило до момента речи: (что делала?) шла (прош.вр.)

Действие происходит в момент речи: (что делает?) шлёпает, гонит (наст.вр.)

Действие будет происходить после момента речи: (будет что делать?) будет выстилать (будущ.вр.)

Ищем приметы времён

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Поищем приметы времён.

В прошедшем времени:

 

По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени? 

Если есть в вопросе суффикс -Л, глагол в прошедшем времени.

В настоящем времени:

ед.ч.

(я) что делаю?

(ты) что делаешь?

(он) что делает?

мн.ч.

(мы) что делаем?

(вы) что делаете?

(они) что делают?

В будущем времени:

ед.ч.

(я) что сделаю?

(ты) что сделаешь?

(он) что сделает?

мн.ч.

(мы) что сделаем?

(вы) что сделаете?

(они) что сделают?

ед.ч.

(я) что буду делать?

(ты) что будешь делать?

(он) что будет делать?

мн.ч.

(мы) что будем делать?

(вы) что будете делать?

(они) что будут делать?

Какие окончания делают похожими вопросы настоящего и будущего времени?

-у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.

В вопросах настоящего времени нет приставки С-.

Находим глаголы в тексте и определяем время

Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает влагу. Деревья покрылись дождевыми каплями. Они сыплются на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет солнце. Лес будет ярко зеленеть и будет гореть алмазными искрами. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Впитывает – что делает?, настоящее время ,

покрылись – что сделали?, есть суффикс –Л, примета глагола прошедшего времени,

сыплются – что делают?, настоящее время,

выглянет – что сделает?, будущее время,

будет зеленеть – что будет делать?, будущее время,

будет гореть – что будет делать?, будущее время.

Знакомимся с двумя формами будущего времени /

В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна – для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, а другая – для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Первую форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: буду (будем…) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет делать? – будет зеленеть, будет гореть.

Вторую форму называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?...) – что сделает? выглянет.

Будем, ребята, беречь доброту.

Будем, ребята, беречь красоту.

Будем дерзать, будем творить,

Будем дружбой своей дорожить. (В. Викторов)

Будем беречь, будем дерзать (т.е. смело стремиться к чему-нибудь новому), будем творить, будем дорожить – сложная форма будущего времени.

Ищем глаголы в форме будущего времени

Ёж осенью ложится спать. Найдёт колючий кучку опавших листьев, принесёт травы, веточек. Залезет внутрь и будет там ёрзать. Потом свернётся в колючий клубок и будет спать. (По А. Лавровой)

ложится - что делает?, наст.в.,

спать – что делать?, неопр.ф.,

найдёт – что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

принесёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

залезет -  что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет ёрзать – будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола ёрзать,

свернётся -  что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет спать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола спать.

Какая орфограмма в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы: что делаешь? что сделаешь?

Обратите внимание на глаголы, которые отвечают на вопросы (ты) что делаешь? (ты) что сделаешь?

Деревья.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу. Ствол гладкий, скользкий. Это молодая берёзка. А то – всё в пупырышках. Это осина. Или всё в морщинах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу. И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По Н. Сладкову)

Что делаешь? - входишь, гладишь, хлопаешь, живёшь, хочешь  – настоящее время.

Что сделаешь? - прислонишь – будущее время.

В окончаниях глаголов -ешь, -ёшь, -ишь всегда пишется Ь.

В 4 классе вы узнаете, что это глаголы 2-ого лица, единственного числа. У  одних глаголов окончание -ешь, а у других -ишь, это зависит от спряжения глаголов. Об этом вы тоже узнаете в 4 классе.

Проверь себя

Найдите глаголы в тексте и определите  время.

Скрипач – кузнечик.

А он с рассвета до рассвета

Играл на скрипке песню лета.

И пела скрипка вместе с ветром

О солнышке, большом и светлом;

О том, что дни бегут за днями;

О том, что мы взрослеем с вами. (Дж. Чиарди)

Играл – что делал? – прошедшее время.

Пела – что делала? –прошедшее время.

Бегут – что делают? – настоящее время.

Взрослеем – что делаем? – настоящее время.

Заключение

На уроке вы узнали, что глаголы изменяются по временам.

Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент (что делает? спит),

форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом (что делал? спал),

форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем (что будет делать? будет спать). Эту форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола. Вторую форму будущего времени называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделает? поспит.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5.  Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник). 
  2. Oldskola1.narod.ru (Источник).    
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).    

Рекомендованное домашнее задание

  • Восстанови отрывок из сказки А. Пушкина. Для этого употреби глаголы в скобках в форме настоящего времени и впиши их на строки. У двух глаголов подсказаны буквы в безударных окончаниях.

Решай орфографические задачи.

(Ж.ть)  ……………..   Балда в п.повом доме,

(Спать) …………….   себе на с.ломе,

(Есть)   ……………..  (за) ч.тверых,

(Р.ботать) ……….- ет  (за) с.мерых;

(Пл.сать)  Дό светла всё (у) него ………-ет.

  • Прочитай строки из сказок К. Чуковского. Выпиши сначала глаголы в простой форме будущего времени, затем в сложной. Выдели окончания.

Помни: глаголы в сложной форме будущего времени могут быть отделены друг от друга словами.

Напеку я для детей

Пирогов и кренделей!

По базарам буду я гулять,

Буду даром пироги я раздавать,

Калачами ребятишек угощать

 

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышки сиять…

  • Прочитай отрывок из стихотворения. Определи время глаголов.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал.

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…

(С. Михалков)