Классы
Предметы

Изменение имён прилагательных по родам

На этом уроке вы понаблюдаете за изменением имён прилагательных по родам. Узнаете способ решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. Откроете тайну вариантов окончаний имён прилагательных

Введение:

Вы помните, что имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода, по родам не изменяются.

А имена прилагательные?

Николай Сладков написал: «Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегу тени как синие молнии. Голубая даль. Весь мир голубой!»

Месяц (какой?) голубой (мужского рода),

небо (какое?) голубое (ср.р.),

даль (какая?) голубая (ж.р.).

Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам».

Наблюдаем над изменением имён прилагательных:

Вы помните, что род имён существительных узнают, подставляя местоимения он, она, оно.

Например, нос – он (м.р.), шея – она (ж.р.), крыло – оно (ср.р.).

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Например, ноги – (что?) нога, она (ж.р.)

Нельзя определить род лишь у слов, не имеющих формы единственного числа (санки, грабли).

Имя существительное требует от имени прилагательного, которое с ним связано, того же числа и рода, что и оно само. Свою команду оно отдаёт в виде вопроса. Имя прилагательное, выполняя команду имени существительного, изменяется по числам и родам (в единственном числе).

У журавля шея (длинный), нос (длинный) и ноги (длинный), крыло тоже (длинный).

В предложении про журавля имя прилагательное длинный в начальной форме, отвечает на вопрос какой? Впишем команды имён существительных, по которым изменяются имена прилагательные.

У журавля шея (ж.р., какая?) длинная, нос (м.р., какой?) длинный и ноги (мн.ч., какие?) длинные, крыло тоже (ср.р, какое?) длинное.

Какие команды имя существительное  может отдавать имени прилагательному:

Рассмотри схему и скажи, какие команды имя существительное единственного числа может отдавать имени прилагательному (см. Рис. 1).

Схема

Рис. 1. Схема

Если имя существительное мужского рода, то оно отдаёт команду какой?

Если имя существительное женского рода, то оно отдаёт команду какая?

Если имя существительное среднего рода, то оно отдаёт команду какое?

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Серый журавль.

Голова у журавля ……. Клюв …., …..  Оперение …... На голове ….. шапочка. От глаз тянется …. полоса. Хвост ….. ….  птица!

Справочное бюро: небольшой, прямой, зеленоватый, серый, красный, белый, короткий, грациозный (см. Рис. 2).

Рис. 2. Серый журавль (Источник)

Серый журавль.

Голова у журавля (ж.р., какая?) небольшая. Клюв (м.р., какой?) прямой, зеленоватый. Оперение (ср.р., какое?) серое. На голове шапочка (ж.р., какая?) красная. От глаз тянется полоса (ж.р., какая?) белая. Хвост (м.р., какой?) короткий. Птица (ж.р., какая?) грациозная!

Какие окончания у имён прилагательных мужского, женского, среднего рода:

ж.р. шапочка красная, зимняя (окончания -ая, -яя)

м.р. хвост большой, короткий, прекрасный (окончания -ой, -ий, -ый)

ср.р. оперение серое, синее (окончания -ое, -ее)

Как узнавать буквы в безударных окончаниях  имён прилагательных:

Прочитаем отрывок из адыгейской сказки «Кто сильнее?»

Заяц многим предметам, которые встречались на пути, задавал один и тот же вопрос.

– Лёд, ты сѝльн…?

– Солнце, а ты сѝльн…?

– Туча, сѝльн… ты?

– Дождь, ты сѝльн…?

Хотите узнать, что они ответили, – прочитайте сказку полностью.

Какие орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных нужно решить? Какие буквы выбрать на месте безударных гласных звуков.

лёд – он, м.р., какόй?

солнце – оно, ср.р., какόе?

туча – она, ж.р., какáя?

Вопрос-команда от имени существительного к имени прилагательному обычно подсказывает ему не только форму рода, числа. В вопросах окончания ударные, поэтому они подсказывают буквы безударным окончаниям имён прилагательных.

м.р. (какόй?) – -ый или -ий;

ж.р. (какáя?) – -ая или-яя;

ср.р. (какόе?) – -ое или -ее

Обрати внимание! Для окончаний мужского рода подсказка вопроса неточна: под ударением -όй, а без ударения -ый или -ий.

– Лёд, ты (какόй?) сѝльный?

– Солнце, а ты (какόе?) сѝльное?

– Туча, (какáя?) сѝльная ты?

– Дождь, ты (какόй?) сѝльный?

Вот почему окончание имени прилагательного можно узнавать по вопросу к нему.

Не знаешь род имени существительного – не сможешь по его команде в единственном числе верно употребить имя прилагательное.

джем             тýфля         калач       дитя                   тюль

яблочн….    дамск…      кругл…   талантлив…     чист… (см. Рис. 3)

Образец

Рис. 3. Образец

Откроем тайну вариантов окончаний имён прилагательных:

Откроем тайну выбора окончаний -ый или -ий, -ая или -яя, -ое или -ее.

Дляэтого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа – это часть слова без окончания.

какао сладкое

           горячее

дорога незнакомая

            дальняя

человек стройный

               высокий

Основы слов сладкое, незнакомая, стройный оканчиваются на твёрдые звуки [к], [м], [н]. Основы слов горячее, дальняя, высокий оканчиваются на мягкие согласные звуки [ч'], [н'], [к']. Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишутся окончания -ой, -ый, -ая, -ое.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончания другие: -ий, -яя,-ее.

Слова-исключения:

цветок хороший

             свежий

Основы оканчиваются на твёрдые звуки [ш], [ж], а пишется окончание -ий. Жи – ши пишется с буквой и!

ель колючая

героиня нищая

Основы оканчиваются на мягкие согласные звуки [ч'], [щ'], но пишется окончание -ая. Ча – ща пишется с буквой а!

Решаем  орфографические задачи  в окончаниях имён прилагательных в единственном числе:

Решим орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных в единственном числе. Определим их род. Сначала найдём существительные, с которыми связаны прилагательные.

В марте ярк…весенн… солнце, густые синие тени. В апреле тёплые опушки, мягк….воздух, зелёные капельки почек. В апреле последн…снег, последн…метель, но и перв…весенн… гроза, перв…весенн…дождь, перв…звонк… песня жаворонка.

(По Н. Сладкову)

Солнце (ср.р., какое?) яркое весеннее, окончание -ое, -ее,

воздух (м.р., какой?) мягкий, окончание -ий,

снег (м.р., какой?) последний, окончание -ий,

метель (ж.р., какая?) последняя, окончание -яя,

гроза (ж.р., какая?) первая весенняя, окончание -ая, -яя,

дождь (м.р., какой?) первый весенний, окончание -ый, -ий,

песня (ж.р., какая?) первая звонкая, окончание -ая.

В марте яркое весеннее  солнце, густые синие тени. В апреле тёплые опушки, мягкий воздух, зелёные капельки почек. В апреле последний снег, последняя метель, но и первая весенняя гроза, первый весенний дождь, первая звонкая песня жаворонка.

(По Н. Сладкову)

Размышляем над словами:

По схемам расскажи о словах всё, что можешь.

Окончание -ая сообщает, что это имя прилагательное женского рода, единственного числа, отвечает на вопрос какая?

Окончание -ое сообщает, что это имя прилагательное среднего рода единственного числа, отвечает на вопрос какое?

Определи часть речи, число, род слова, называющего этот предмет, и правильно допиши имена прилагательные.

Я было невзрачн…,

Кисл…, бел…,

А стало румян…,

Сочн…, спел… (Г. Остер)

Я было (что делало?)…

А стало (что сделало?)…

Оно, среднего рода, имя существительное единственного числа.

Я было (какое?) невзрачное,

Кислое, белое,

А стало (какое?) румяное,

Сочное, спелое. (Г. Остер)

 Это яблочко.

Что изменится в словах, если речь пойдёт о груше?

Я была (какая?) невзрачная,

Кислая, белая,

А стала (какая?) румяная,

Сочная, спелая. (см. Рис. 4)

Яблоко и груша

Рис. 4. Яблоко и груша (Источник)

Тренируемся в решении орфографических задач:

Решите орфографические задачи в окончаниях прилагательных.

Это подземн… животное. Этот маленьк… зверёк умещается на ладони. Плодородн… почва служит ему домом. Лапами он разгребает землю, как лопатками.  Ему нипочём груб… работа. У него чувствительн… нос. Крохотные, как маков…зерно, глазки спрятались в шёрстке.

Животное (ср.р., какое?) подземное. Зверёк (м.р., какой?) маленький. Почва (ж.р., какая?) плодородная. Работа (ж.р., какая?) грубая. Нос (м.р., какой?) чувствительный. Зерно (ср.р., какое?) маковое .

Отгадали, кто это? Это крот (см. Рис. 5).

Рис. 5 Образец

Согласуем имена прилагательные с именами существительными в роде и числе:

Проверь себя. Согласуй имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

утренн… (туман, газета, солнце)

могуч… (богатырь, дерево, страна)

тяжёл…(груз, сердце, ноша)

рыж…(лист, лиса, животное)

Не попались в ловушку?

Могучая страна. Окончание -ая. Ча пиши с буквой а.

Рыжий лист. Окончание -ий. Жи пиши с буквой и (см. Рис. 6).

Рис. 6. Образец

Заключение:

На уроке вы узнали, что, чтобы узнать род и число имени прилагательного, надо найти имя существительное, с которым оно связано.

Какого рода и числа имя существительное, такого же рода и числа имя прилагательное.

Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какόй?, имеет окончания

-ой, -ый или -ий.

Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какáя?, имеет окончания -ая или -яя.

Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какόе?, имеет окончания -ое или -ее.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Спиши пословицы, дописывая окончания. Обозначь род имён прилагательных.

    1.     Умн… книга, что тёпл… дождь для всходов.

    2.     Дождлив… лето хуже осени.

    3.     Добр… слава лежит, а худ…  бежит.

    4.     Платье хорошо нов…, а друг – стар…

  2. Прочитай строки и допиши окончания имён прилагательных. Рядом пиши вопрос, по которому его узнаешь. Отмечай слово, от которого ставишь вопрос. Реши и другие орфографические задачи.

    1.     Мы на оз.ро лесн…

    Уходили д.леко,

    Пили вкусн…, парн…

    С лёгкой пеной молоко.

    (М. Смирнов)

    2.     В тот год осенн.. погода

    Ст.яла долго на дв.ре.

    (А. Пушкин)

    3.     Не колюч…, светло-син…

    По ветвям развешан иней.

    (А. Фет)

    4.     Уж верба вся пушист…

    Раскинулась кругом;

    Опять в.сна душист…

    Повеяла крылом.

    (А. Фет)

    5.     Голубеньк…, чист…

    П.дснежник-цв.ток!

    А подле сквозист…,

    Последн… снежок...

    (А. Майков)

  3. Допиши окончания имён прилагательных. Пиши вопрос-подсказку, но сначала найди слово, которое командует. Укажи род имён прилагательных.

    Кончилась летн… тёпл… ночь. Занимается над лесом утренн… заря. Над лесными полянами стелется лёгк… туман. Прохладн… роса покрыла листву на деревьях. (По И. Соколову-Микитову)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).
  3. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  4. Интернет-портал Beginnerschool.ru (Источник).