Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные

На этом уроке вы понаблюдаете,  одинаковы ли окончания имён существительных  в одних и тех же падежах. Вы узнаете о трёх склонениях, о том, как  определять склонение имён существительных. Познакомитесь с  несклоняемыми существительными.

Введение

Учёные заметили, что имя существительное имеет начальную  форму и форму, как бы отклоняющуюся от основной. Отсюда и известный термин склонение. На уроке вы откроете новый секрет имён существительных. Тема: «Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные».

Изменяем существительные по падежам и наблюдаем за их окончаниями

Изменим по падежам указанные слова, понаблюдаем за окончаниями.

И.п. кто? лиса,        хомяк        что?   степь

Р.п. кого? лисы,       хомяка      чего?  степи

Д.п. кому? лисе,      хомяку      чему? степи

В.п. кого? лису,       хомяка      что?   степь

Т.п. кем? лисой,      хомяком    чем?  степью

П.п. о ком? о лисе, о хомяке    о чём? о степи

Изменение имён существительных по падежам учёные назвали склонением. Почему? Вспомни «лесенку» падежей. Каждый падеж можно представить себе как отклонение от начальной формы.

Просклонять – это значит изменить по падежам.

Понаблюдаем за окончаниями, одинаковы ли они в одних и тех же падежах.

 

Выделяем три склонения имён существительных

Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три склонения имён существительных: 1-е, 2-е, 3-е.

Склонение, к которому относится (по которому изменяется) имя существительное, зависит от его рода и окончания в начальной форме.

Имена существительные:

мужского и женского рода с окончанием –а (-я) – 1-го склонения (звезда, дядя);

мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода – 2-го склонения (хомяк, яблоко);

женского  рода с нулевым окончанием – 3-го склонения (степь).

Представляем лес склонений

Представим, что мы оказались не в простом лесу, а в лесу склонений (см. Рис. 1.)

Рис. 1. Лес склонений

Почему лиса, улитка, ромашка - под берёзой, волк, филин, гриб - под дубом, а лань и мышь – возле ели?

Лиса, улитка, ромашка, берёза – это слова ж.р. с окончанием –а. Они относятся к 1-му скл.

Волк, филин, гриб, дуб – это слова м.р. с нулевым окончанием. Они относятся ко 2-му скл.

Лань, мышь, ель – это слова ж.р. с нулевым окончанием. Они относятся ко 3-му скл.

Где бы вы расположили в лесу склонений имена существительные солнце, змея, Ваня, облако, рысь?  (см. Рис. 2) Определим склонение по роду и окончанию.

 

Рис. 2. Лес склонений

По роду и окончанию определяем склонение

Укажем общие признаки двух слов и различные.

1) тишь – тишина (она, ж.р., в ед. ч.;  тишь – нулевое окончание, 3-го скл., тишина – окончание –а, 1-го скл.)

2) коленка – колено (в ед.ч.; коленка – она, ж.р., окончание –а, 1-го скл., колено – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.)

3) повидло – джем (в ед.ч.; повидло – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл., джем, он, м.р., окончание нулевое, 2-го скл.

4) скатерть – покрывало (в ед.ч.; скатерть – она, ж.р., окончание нулевое, 3-го скл., покрывало – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.)

Узнаём склонение имён существительных по начальной форме

Имена существительные  какого склонения использовал поэт, создавая свой зимний пейзаж?

Зимняя бахрома. (см. Рис. 3)

На сосне и на берёзе –

Бахрома:

Белой пряжей

Их запутала зима.

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на берёзе

И сосне.                     (Владимир Орлов)

 

Рис. 3. Зимний лес (Источник)

Склонение имени существительного узнают по его начальной форме. Начальная форма отвечает на вопрос кто? что? Поставим имена существительные в начальную форму.

(Что?) Бахрома (это ряд свисающих нитей и кистей), сосна, берёза, пряжа, зима, весна – это слова женского рода с окончанием –а,  1-го склонения.

Тренируемся

К какому склонению относятся имена существительные кисточка, косточка, горсточка, ладошка, сетка?          

Существительные женского рода, окончание  -а, 1-го склонения.

Подберём к каждому слову однокоренное имя существительное 3-го склонения (ж.р. с нулевым окончанием).

кисточка       кисть

косточка       кость

горсточка     горсть

ладошка       ладонь

сетка             сеть

Какие признаки у слов в парах одинаковые – род, число, падеж, склонение?

Петя – Пётр, Серёжа – Сергей, Алёша - Алексей

Род мужской, единственное число, именительный падеж – одинаковые признаки. Петя, Серёжа, Алёша – окончание – я, -а, 1-го скл.,

Пётр, Сергей, Алексей – окончание нулевое, 2-го скл.

Склонение разное.

Определяем склонение существительных, употреблённых во множественном числе

Как определять склонение имён существительных во множественном числе?

Поставим существительные в начальную форму. Это форма именительного падежа, единственного числа.

грозди - гроздь (кисть ягод, цветов), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

проруби – прорубь (отверстие, прорубленное во льду на реке), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

пристани – пристань (место на берегу водоёма, оборудованное для причала судов), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

брови – бровь, она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

сирени – сирень, она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

Очки, ворота, макароны, качели, обои – эти слова нельзя поставить в единственное число. Род и склонение не определить.

Несклоняемые имена существительные

Все ли имена существительные склоняются? Понаблюдаем.

Весенний день. В окно трамвая

Влетела бабочка живая.

Влетела бабочка в окно,

Цветная, как в цветном кино. ( А Барто)

Определим склонение имён существительных.

день -  он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

окно – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.

трамвая – что? трамвай, он, м.р., окончание нулевое, 2-го скл.

бабочка – она, ж.р., окончание –а, 1-го скл.

кино – оно, ср.р.

Попробуем просклонять это имя существительное:

нет чего? кино,

рад чему? кино,

вижу что? кино,

горжусь чем? кино,

думаю о чём? о кино.

Это слово не изменяется.

Продолжим этот ряд слов среднего рода, которые не изменяются: метро, пальто, пианино, кафе, какао.

Можно ли выделить окончания у этих имён существительных?

Обратите внимание на то, как выполнен разбор по составу данных слов. 

 

Вы заметили, что у неизменяемых слов нет изменяемой части  -  окончания? Всё слово является корнем.

Вот 5 несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе, кашне, какаду, фойе. Какие из них можно употребить в словосочетании «чёрный…»?

Чёрный кофе, чёрный шимпанзе, чёрный какаду. Это  слова мужского рода. Заглянем в толковый словарь.

Кашне – ср.р., узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

Чёрное кашне.

Фойе – ср.р., зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля, во время антрактов.

Чёрное фойе.

Проверь себя

Определите  склонение имён существительных.

Осень совсем уже поселилась в нашем городе. Она сама расклеила повсюду яркие афиши. Птицы собираются в дорогу. Даже воробьи приуныли. Деревья в парке намокли и сникли. Только дуб стоит по-прежнему прямо и гордо. Можно подумать, что лишь дубу всё нипочём, что он один ничего не боится.

осень – она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

в  городе – что? город, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

афиши – что? афиша, она, -а, 1-го скл.

птицы – кто? птица, она, -а, 1-го скл.

в дорогу – что? дорога, она, -а, 1-го скл.

воробьи – кто? воробей, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

деревья – что? дерево, оно, ср.р., -о, 2-го скл.

в парке – что? парк, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

дубу  - дуб, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

Заключение

На уроке вы узнали, что просклонять – это значит изменить по падежам.

Имена существительные:

мужского и женского рода с окончанием –а (-я) – 1-го склонения;

мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода – 2-го склонения;

женского  рода с нулевым окончанием – 3-го склонения.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Edu.glavsprav.ru (Источник).         
  2. Oldskola1.narod.ru (Источник).      
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).    

Рекомендованное домашнее задание

  • Определи склонение данных имён существительных и запиши их в три столбика: 1 скл., 2 скл, 3 скл.

Капитан, корабль, тишь, облако, печаль, шорох, тревога, рояль, тетрадь, газета, школа, кровать, группа.

  • Определи падеж и склонение имён существительных в стихотворении.

На дороге, на тропинке

Пыль притихла под дождём.

Приколачивать пылинки

Хорошо таким гвоздём.

 (Е. Трутнева)

  • Определи склонение имён существительных в тексте.

Деревья в лесу.

Снежная пороша. В лесу очень тихо и тепло. Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные тяжёлые лапы. Берёзы склонились и некоторые даже согнулись до самой земли и стали кружевными арками. В лесной тишине фигуры из снега стали выразительными.

(По М. Пришвину)