Классы
Предметы

Падежи

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Падежи

На этом уроке вы понаблюдаете за  изменением формы слова и узнаете, что имена существительные изменяются по падежам. Вы увидите, как надо действовать, чтобы определить  падеж имени существительного. Почему первый из падежей -  главный? Какое значение имеет каждый падеж? Как различить падежи, которые имеют общий вопрос? На эти вопросы можно получить ответы в уроке «Падежи».

Введение

В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. В немецком языке, например, падежей только 4, а у финнов насчитывается целых 15. Ваша задача понять и выучить свои падежи, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения. Тема урока: «Падежи».

Наблюдаем за изменением формы слов щенок и река

В предложения нужно вписать слово щенок. Реши, оставишь ли слово в начальной форме или будешь его изменять.

1)Пришёл ……2) У друга нет …. 3) ……дают угощение.  4) Я ругаю….. 5) Я горжусь ….. 6) Я мечтаю о ……

Пришёл щенок. У друга нет щенка. Щенку дают угощение. Я ругаю щенка.  Я горжусь щенком. Я мечтаю о щенке.

Пришлось 6 раз изменять форму слова, чтобы правильно соединять с другими словами в предложении. По команде каких вопросов изменяли форму слова?

Пришёл  кто? щенок, окончание нулевое.

Нет кого? щенка, окончание –а.

Дают кому? щенку, окончание –у.

Ругаю кого? щенка, окончание –а.

Горжусь кем? щенком, окончание –ом.

Мечтаю  о ком? о щенке, окончание –е.

Понаблюдаем за поведением другого слова: река.

1)У нас есть ….2) А у нас нет ….3)….дали название. 4) Мы увидели …5) Мы любуемся … 6) Хорошо купаться в …!

У нас есть река.  А у нас нет реки. Реке дали название. Мы увидели реку.  Мы любуемся рекой. Хорошо купаться в реке!

Есть что? река, окончание -а.

Нет чего? реки, окончание -и.

Дали чему? реке, окончание -е.

Увидели что? реку, окончание -у.

Любуемся чем? рекой, окончание -ой.

Купаться в чём? в реке, окончание -е.

Назовём по порядку все вопросы, которые задавали: Кто?  Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? или В ком? В чём? (см. Рис. 1)

6 раз меняли форму слова. Как же такое изменение называется?

 

Рис. 1. Вопросы

Узнаём, как такое изменение называется

Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар вопросов. Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Падеж – от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров-6 падежей.

Почему первый из падежей -  главный?

Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название: именительный падеж.

Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.

Что означает родительный падеж?

Родительный буквально означает «полученный с рождения». Таким было исходное значение этого падежа. Затем он приобрёл другие оттенки значения.

Сын (кого?) Ивана,  (Иван – родитель). Дом (кого?) отца,  (отец – создатель). Платье (кого?) сестры,  (сестра – владелица). Кусок (чего?) пирога.

Понаблюдаем, с какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже:

сидеть без дела, подарок для мамы, доехал до магазина, вышел из школы, письмо от брата, съехал с горы, спросил у учителя

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

кого? чего?             

нет

без, для, до, из, от, с, у

Первоначальное значение дательного падежа

Дательный -  от слова «дать», так как первоначальное  его значение – обозначить адресата, для которого, ради которого делается что-нибудь.

Подарок (кому?) дочери. Помогать (кому?) раненым. Дань (чему?) Родине.

В этих выражениях кому-нибудь что-либо даётся: дочери даётся подарок, раненым даётся помощь, Родине отдаётся дань любви и восхищения. Благодаря этому значению, очевидно, падеж и получил своё название ещё в мире древних народов.

Понаблюдаем, с какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже:

Я бродил по нивам,

По лугам игривым.

Думал: «До чего же

Всё вокруг красиво!» (Е. Соломенко)

Бродил (по чему?) по нивам (т.е.засеянным полям), по лугам.

Склонились к земле

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

кому? чему?  

дать

к, по

Что означает винительный падеж?

Винительный – некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», что значило в древнерусском языке «причина».

Читать (что?) книгу. Шить (что?) платье. Делать (что?) зарядку. Книга, платье, зарядка являются причиной, вызывающей само действие.

С какими предлогами употребляются существительные в этом падеже: положил в сумку, смотрел на портрет, сел за стол, спрятался под стол, узнал про подругу, перешёл через дорогу.

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

кого? что?               

вижу

 в, на, за, под, про, через

 

Какое значение имеет творительный падеж?

Творительный – связан с глаголом «творить» и имеет значение орудия, которым что-нибудь делают. Писать (чем?) карандашом. Ловил (чем?) неводом. Шить (чем?) иголкой.

В старину иногда учёные упоминали «орудивный» падеж от слова орудие. Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много других значений.

С какими предлогами употребляются существительные в этом падеже: увидел за окном, летел над лесом, росли перед домом, встретился с другом, проплывал под мостом.

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

кем? чем?               

доволен

за, над, перед, с, под

 

Почему предложный падеж так называется?

Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного.

Посмотрим на предлоги: занимаюсь в кружке, думаю о работе, играли на перемене, построили при школе

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

о ком? о чём?         

думаю

в, о, на, при

 

Предложный падеж назван так, поскольку без предлога он не употребляется. Родоначальником предложного падежа был МЕСТНЫЙ падеж. Он существовал в старославянском и древнерусском языках, указывал на место действия. Теперь предложный падеж служит не только для обозначения места, а также того, о ком или о чём мы ведём речь.

Что где?

Дерево прячет корни в земле.

Искры таятся в тёплой золе.

В жёлуде зрелом спрятан дубок.

В белой скорлупке спрятан желток. (О. Дриз)

Прячет (в чём?) в земле, таятся (в чём?) в золе, спрятан (в чём?) в жёлуде, спрятан (в чём?) в скорлупке.

Зола – это остаток от сжигания в виде серо-чёрной пыли.

Как действовать, чтобы узнать падеж имени существительного

Как мы действовали, чтобы узнать  падеж имени существительного?

1. Нашли то слово, которое именем существительным командует.

2. Задали от слова-командира нужный вопрос.

3. По вопросу узнали падеж.

Как различить винительный и именительный падежи, винительный и родительный падежи

Обрати внимание! Иногда непросто различить родительный и винительный падежи. Они имеют общий вопрос кого?

Я смотрю (на кого? что?)  на слона. Или (на кого? чего?) на слона. Форма слова одинаковая и в родительном падеже и в винительном. Окончание –а.

Подставлю в предложение слово лиса. В винительном падеже:  вижу (кого? что?) лису, окончание –у. В родительном – нет кого? чего? лисы, окончание –ы.

Я смотрю на лису, окончание –у, это винительный падеж.

Я смотрю на слона, винительный падеж.

Именительный и винительный падежи отвечают на вопрос что? Важно научиться их различать.

Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом предложения. В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога, а в винительном – и без предлога, и с предлогами.

Определим падеж имён существительных

Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок.

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог. (М. Исаковский)

(Веха – шест для указания пути, в лесу рябинки - указатели дороги)

Найдём основу предложения. (Что?) орешник, (что делает?) сыплет. Подлежащее орешник выражено существительным в именительном падеже. (Что?) лес, (что делает?) расставляет. Существительное лес в именительном падеже.

Найдём другие существительные. Существительными обычно командует глагол.

Сыплет (кого? что? или кого? чего?) орехи. Подставим слово лиса: сыплет лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Сыплет (в кого? что? или в кого? чего?) в кузовок. Подставим слово лиса: сыплет в лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Расставляет (кого? что? или кого? чего?) вехи. Подставим слово лиса: расставляет лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Расставляет (у кого? чего?) у дорог. Родительный падеж. Расставляет у лисы, окончание –ы, родительный падеж.

Проверь себя

1.      Определи падеж существительных.

Всюду в ранние часы

Сшило утро дачное

Всем травинкам из росы

Платьица прозрачные. (И. Демьянов)

(Что?) утро, (что сделало?) сшило. Это основа предложения. Подлежащее утро в именительном падеже.

Сшило (в кого? что? или в кого? чего?) в часы. Подставим слово лиса: сшило в лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Сшило (чему?) травинкам, дательный падеж.

Сшило (из кого? чего?) из росы, родительный падеж.

Сшило (кого? чего? или кого? что?) платьица. Подставим слово лиса: сшило лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

2.      Найдём существительные в тексте и определим их падеж.

Зима.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река. Уснула, как в сказке. Ходит зима в больших мягких валенках, по сторонам поглядывает.

Вот бугорок в поле. Проказник-ветер сдул с бугорка белую шапку. Нужно её снова надеть. Серого зайчишку зима одела в белую шубку. (Г. Скребицкий)

Побелели (что?) поля и пригорки (И.п.) Покрылась (что?) река  (И.п.). Покрылась (чем?) льдом (Т.п.). Уснула, как (в чём?) в сказке (П.п.). (Что делает?) Ходит (что?) зима (И.п.). Ходит (в чём?) в валенках (П.п.). Поглядывает (по чему?) по сторонам (Д.п.) (Что?) Бугорок (И.п.) (В чём?) в поле (П.п.) (Что?) Проказник-ветер (И.п.) (что сделал?) сдул. Сдул (с чего?) с бугорка (Р.п.) Сдул (что?) шапку (В.п.) (Что?) зима (И.п.) что сделала? одела. Одела (кого?) зайчишку (В.п.) Одела (во что?) в шубку (В.п.)

3. Добавьте  в пословицы слово ум, определите падеж.

1) И сила…….уступает.

2) В умной беседе быть - ….прикупить.

3) Не копьём побивают, а ….

4) Голова без …., что фонарь без свечи. (В.Даль)

1) И сила уму уступает. (Д.п.)

2) В умной беседе быть – ум прикупить. (В.п.)

3) Не копьём побивают, а умом.(Т.п.)

4) Голова без ума, что фонарь без свечи. (Р.п.)

(В.Даль)

Заключение

На уроке вы узнали 6 падежей.

И.п. существует  кто? что?

Р.п. нет кого? чего?

Д.п. дать кому? чему?

В.п. вижу кого? что?

Т.п. доволен кем? чем?

П.п. думаю о ком? о чём?

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).  
  2. School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. School-collection.edu.ru (Источник).  
  4. Russisch-fuer-kinder.de (Источник).   
  5. Rich62.ru (Источник).    

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Подумай, чем похожи имена существительные в каждой группе слов. В одной группе найди лишнее сочетание слов и подчеркни его.

1) Увяз в болоте, растянулся на грядке, заботился о собаках.

2) Общался с попугаем, сидел в клетке, копался под деревом, спрятался за спиной.

3)  Мчался по шоссе, подарил подружке, подлетел к рябине.

4) Стоял у гаража, вернулся из города, добрался до деревни.

  • Надпиши над именами существительными падеж. Перед именем существительным пиши в скобках падежный вопрос от слова-командира.

1) Шагал (…) по тропке (…) через парк (…) к памятнику.

2) Писал (…) картину (…) маслом (…) на холсте.

3) Любовался (…) природой (…) с горы (…) в бинокль.

  • Прочитай шуточное стихотворение и определи падеж имени существительного кот.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста.

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая - и та,

Видя грозного кота,

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там сидит и в темноте

Вспоминает о коте.

(А. Грачёв)