Классы
Предметы

Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных

На этом уроке вы узнаете, какого рода бывают имена существительные, потренируетесь в определении рода имён существительных в единственном и во множественном числе, понаблюдаете за родовыми окончаниями  имён существительных. Почему род – это постоянный признак имён существительных? У каких имён существительных нельзя определить род? Существуют ли имена существительные общего рода? На эти вопросы вы сможете получить ответы на уроке

 

Введение

У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса – мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.

Например, слово дитя – вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)

Знаете ли вы, что есть языки, в которыху существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют толькодва рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которыхродов намного больше, чем в нашем языке.

Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)

Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».

 

Как узнают род имён существительных

Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.

В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого  рода мы записали слова в каждый столбик?

дедушка

папа

сын

брат

дядя

прадедушка

мужчина

Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он.

мама

сестра

бабушка

внучка

тётя

дочь

женщина

Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она.

Какое слово можно подставить к этим словам?

Колесо, дупло, насекомое, полотенцеОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой.

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя.

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

 

Определяем род имён существительных во множественном числе

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Улетели журавли,

И грачи уже вдали.

Не успели оглянуться,

Вьюги снегу намели. (Вл. Приходько)

Журавли – во мн.ч., нач.форма – кто?  журавль, он, м.р.

Грачи – во мн.ч., нач.форма –кто? грач, он, м.р.

Вьюги – во мн.ч., нач. форма – что? вьюга, она, ж.р.

Снегу – в ед.ч., нач. форма – что? снег, он, м.р.

 

Почему род – это постоянный признак имён существительных

Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?

Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род – это постоянный признак имён существительных.

Март.

Набросало небо

Белые сугробы.

Выжгло на них солнце

Двери и оконца. ( И. Заграевская)

Март – он, м.р.

Небо – оно, ср.р.

Сугробы – во мн.ч., нач. форма – что? сугроб, он, м.р.

Солнце – оно, ср.р.

Двери – во мн.ч., нач. форма – что? дверь, она, ж.р.

Оконца – во мн.ч., нач. форма – что? оконце, оно, ср.р.

 

У каких имён существительных нельзя определить род?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Очи – что? око, оно, ср.р.

Бигуди, жалюзи – нельзя употребить в единственном числе.

Усы – что? ус, он, м.р.

Санки – нельзя употребить в единственном числе.

Лыжи – что? лыжа, она, ж.р.

Коньки – что? конёк, он, м.р.

Каникулы – нельзя употребить в единственном числе.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

 

Имена существительные общего рода

Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса.

Умница – кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?

Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.

Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!), то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)

Это существительные общего рода.

Подберём ещё имена существительные общего рода: заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

 

Родовые окончания имён существительных

Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?

м.р.

олень

стол

папа

Слава

дядя

Вася

ж.р.

дочь

помощь

дочка

природа

Даша

тётя

ср.р.

движение

веселье

бельё

Бородино

кружево

полотно

Закончите схему: впишите окончания.

 

У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое.

У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое.

У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.

(У некоторых существительных окончание -я, например, дитя, пламя, время).

Что общего в составе слов – имён существительных мужского, женского и среднего рода

У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.

Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?

Нельзя.

 

Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных

Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.

Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она, можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного  гласного.

Повидл_ онό, окончание -о,

радуг_ онá, окончание -а,

пещер_ онá, окончание -а,

болот_ онό, окончание -о,

полян_ онá, окончание -а,

колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.

Повидло, радуга, пещера, болото, поляна, колено, колёсико, отчество, озеро.

 

Как распределяются по родам заимствованные слова?

В русском языке слово солнце – среднего рода.

В немецком языке слово солнце – женского рода («ди зоннэ»).

Англичане просто говорят «сан» (солнце), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.

У французов солнце – мужского рода («ле солей»).

По-испански «эль соль» солнце – мужского рода.

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?

В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;

сальто, шасси, домино – к среднему роду, а слово шаль – к женскому роду.

Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его: баскетбол, футбол (из англ.) – мужского рода.

 

Ищем имена существительные, определяем их род

Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.

Кто на чём писал?

Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных – пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.

бумаги – бумага, ж.р.,

рукописи – рукопись, ж.р.,

на табличках – табличка, ж.р.,

на востоке – восток, м.р.,

бумагу – бумага, ж.р.,

кость – ж.р.,

для письма – письмо, ср.р.,

кожу – кожа, ж.р.,

животных – животное, ср.р.,

пергамент – м.р.,

в Руси – Русь, ж.р.,

на  коре – кора, ж.р.,

бересте – береста – ж.р.

 

Заключение

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило  твоё! (Е. Семёнова)

На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.

    Перстень – …

    Зной – ….

    Укрепление – …

    Граница – …

    Мрак – …

    Залив – …

    Удача – …

    Занавес – …

    Обязанность – …

    Безмолвие – …
    Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

  2. Прочитайте текст. Определите род имён существительных.

    Притворщица.

    В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

  3. Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:

     м. р., ж. р. , ср. р.

    Петя мечтает.

    ...Если б мыло

    Приходило

    По утрам ко мне в кровать

    И само меня бы мыло –

    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,

    Мне

    Волшебник

    Подарил такой учебник,

    Чтобы он бы

    Сам бы мог

    Отвечать любой урок...

    Если б ручку мне в придачу,

    Чтоб могла решить задачу,

    Написать диктант любой… (Б. Заходер)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник). 
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).  
  4. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).