Классы
Предметы

Разговорная и книжная речь

На этом уроке вы узнаете, от чего зависят наши высказывания, какую речь называют разговорной, а какую – книжной, где она используется

Введение:

Послушайте тексты и определите, о чём в них говорится и как говорится – одинаково или по-разному?

1. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём плюс 15–17.°

2. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

В этих текстах говорится о погоде, но говорится по-разному.

Первый текст можно передать по радио или телевидению, чтобы сообщить точные сведения о погоде.Это книжная речь.

Второе высказывание можно использовать в домашнем разговоре с мамой, бабушкой. Задача этого высказывания -– поделиться впечатлениями о погоде.Это разговорная речь.

Тема урока: «Разговорная и книжная речь».

От чего зависят наши высказывания:

Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.

Где мы говорим (в официальной обстановке или в неофициальной),

с кем говорим (с одним человеком, со многими людьми),

с какой целью (общение с кем-то, сообщение информации, воздействие на кого-либо).

Как понимать выражение официальная и неофициальная обстановка?

1.Официальная – деловая, строгая.

2.Неофициальная обстановка – домашняя, непринуждённая.

Сгруппируем примеры.

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

1. Официальная обстановка: на работе, в школе на уроке, на экскурсии в музее, на собрании.

2. Неофициальная обстановка: дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу, в магазине, в транспорте, в поликлинике, в гостях у знакомых.

Какую речь называют разговорной, а какую – книжной:

Разговорная речь.

Женя помолчала и опять спросила:

– Оля, а кто такой Тимур?

– …Это один царь такой, – намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, – злой, хромой, из средней истории. (А.Гайдар)

Книжная речь.

Тимур (Тамерлáн), годы жизни 1336–1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.

(Энциклопедический словарь)

1. Сравним содержание текстов.

В тексте из энциклопедического словаря мы находим точные сведения о Тимуре. Задача речи – сообщить сведения об этой исторической личности.

Первый текст из повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Женя заводит разговор с сестрой о Тимуре, так как ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком.

2. Сравним тексты ещё раз.

Найдём в первом тексте слова и выражения непринуждённые (разговорные): это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.

А во втором тексте найдём слова и выражения официальные (книжные):

годы жизни, среднеазиатский полководец и завоеватель, предпринял ряд походов, завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением и беспощадным разорением.

3. В первом тексте использованы:

диалогическая речь (беседуют сёстры);

обращение (Женя обращается к Оле);

вопросительные предложения.

Как вы думаете, почему?

Эта речь используется в домашней обстановке. Женя задаёт вопросы своей сестре.

Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринуждённых беседах знакомых людей обычно в домашней, неофициальной обстановке.

Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим знать о предмете речи. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах.

Учимся определять, где разговорная речь, где книжная:

1. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. (И. Тургенев)

2.

– Ну и гроза! Страшно к окну подходить.

– Да, такой грозы давно не было.

– Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

В 1-м отрывке автор нарисовал картину наступления грозы. Это книжная речь.

Во 2-м отрывке обмениваются мнением о погоде. Это разговорная речь.

В Русском музее Санкт-Петербурга есть коллекция глиняных игрушек из села Филимоново. В одном тексте описывает игрушку экскурсовод, а в другом – делятся впечатлениями дети (см. Рис. 1).

Филимоновская игрушка

Рис. 1. Филимоновская игрушка (Источник)

– Какая яркая игрушка! Раскрашена малиновым, жёлтым, зелёным цветом.

– А лицо белое. Точками нарисованы глаза и рот.

– На юбке, посмотри, какие красивые ёлочки и солнышки!

– В руках держит птичку.

Чудеса из глины.

Почти все филимоновские игрушки – свистульки. Считалось, что они отгоняют злых духов. Прообразом филимоновской барыни с курочкой-свистком в руках было языческое женское божество, олицетворявшее плодородие. Это оно изображается на вышитых полотенцах в окружении птиц, означавших тепло, и коней, в которых наши давние предки видели Солнце. Славянская богиня, путешествуя сквозь времена, старалась не отставать от моды. В XIX веке барыньки принарядились в юбки колоколом и модные шляпки с пером.

1-й отрывок – это диалог, разговорная речь. Для него характерны короткие фразы, эмоциональность.

2-й отрывок – подготовленный монолог, книжная речь.

Докажите, что отрывок написан в разговорном стиле

…Прихожу домой, а мама спрашивает:

– Как дела? Что сегодня получил?

– Двойку, – говорю, – получил, вот что!

Посмотрела на меня мама и пальцем погрозила:

– Ах, хитрец, знаешь, что сегодня первое апреля, вот и разыгрываешь. Показывай скорее дневник, – и засмеялась.

Мне совсем не до смеха стало. Какой смех, если вышло так, что я сам себя разыграл… (Ю. Ермолаев)

Беседуют мать и сын в неофициальной обстановке.

Определите стиль речи. Найдите слова и выражения, характерные для этого стиля.

– А какая Италия?

– Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут, сладкие да вкусные. Все там чёрные от солнца ходят, а зимы вовсе нет. (Ю. Казаков)

Это разговорная речь. Характеризуется непринуждённостью беседы, использованием обиходно-бытовой лексики: Италия хорошая, жарко там, фрукты всякие, чёрные от солнца, вовсе нет.

Составляем два текста:

Представьте, что в субботу ваш класс идёт в музей. Вам нужно, во-первых, объявить об экскурсии ученикам класса, во-вторых, сказать о ней своим родителям.

Составьте два текста.

В каком из них вы воспользуетесь разговорной речью, а в каком – книжной?

Книжная речь.

Внимание! В субботу учащиеся 3 класса приглашаются на экскурсию в Русский музей. Начало экскурсии в 12 часов. Тема: «Русские художественные промыслы». Вы познакомитесь с прекрасными произведениями старых народных мастеров. Экскурсовод расскажет об истории возникновения, о пути развития и о традициях каждого промысла.

Разговорная речь.

Мама, наш класс собирается на экскурсию в Русский музей в субботу. Я очень хочу пойти. В прошлый раз мне понравились игрушки из села Филимоново. Мне интересно посмотреть на другие изделия из глины и дерева.

Заключение:

На уроке вы узнали, что наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации. Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринуждённых беседах знакомых людей обычно в домашней, неофициальной обстановке.

Книжная речь обращена ко многим людям. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Прочитайте тексты. Определите, где разговорная речь, где книжная.

    Вместе с сыростью пришла и пора грибов. Они виднелись повсюду в изобилии… Их причудливые очертания напоминали какой-то фантастический, неземной мир. Казалось, не будет конца разнообразию форм и цветов. Грибы розовые, как сахарная глазурь, серые и шелковистые, как шкурка котика, грибы со шляпками, загнутыми кверху и выставившими напоказ свои пластинки, словно страницы книги, или похожие на вывернутые ветром наизнанку зонты… (Дж. Даррел)

    Как я люблю бродить по лесу! Ой, смотри! В траве спрятался боровичок. Шляпка у него тёмно-коричневая. Ножка толстенькая, светлая. Какой красавец! Такой гриб жалко и срезать! Давай его сначала сфотографируем!

  2. Прочитайте текст. А как эту тему вы могли бы обсуждать со своим другом? Составьте текст в разговорном стиле.
    Знаете ли вы, что однажды в Мещёрах пролился невиданный дождь из серебряных монет, а в 1904 году над Испанией пронёсся ураган с дождём из пшеницы? В разное время жители планеты наблюдали дожди из медуз, лягушек и т. п.
  3. Представьте, что вы с классом пошли на экскурсию в музей. Теперь вы должны описать экспонат сначала с позиции экскурсовода, а потом поделиться впечатлением с другом. Как вы думаете, какого стиля будет первый текст? Это будет монолог или диалог? А второй текст? Найдите информацию и составьте тексты.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Licey102.k26.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).