Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё

На этом уроке вы понаблюдаете за словами с безударными гласными в корне, узнаете способы проверки слов с данной орфограммой. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.

Введение:

Чтобы решить орфографическую задачу в слове, нужно выполнить правильные действия, или, как говорят, применить правило. Действия, или правила, надо знать. Сегодня на уроке вы узнаете правила проверки слов с безударными гласными в корне.

Какие слова являются проверочными?

Прочитаем текст.

Два моря.

– Я тоже море? – спросила морская капля у моря.

– Конечно, - ответило море. – Просто ты ещё маленькая.

(В. Хмельницкий)

Найдём однокоренные слова.

Море, у моря – это формы одного слова, они различаются окончанием.

Мόре, морскáя – это однокоренные слова с корнем мор-.

М [ό] ре, м [а] рскáя

В слове море в корне ударный гласный о, в слове морская в корне безударный гласный а.

В русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет.

В однокоренных словах буква гласного в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

Какие  существуют способы проверки данной орфограммы?

Мяч, край, поле, двор, стол.

Эти существительные стоят в единственном числе. В корнях слов нет орфограммы, так как буква гласного под ударением.

Изменим слова по числам:

мяч – м_чи

крáй – кр_я

пόле – п_ля

двόр – дв_ры

стόл – ст_лы

В этих словах есть орфограмма. Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму.

Мяч – мячи, край – края, поле – поля, двор – дворы, стол – столы.

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 1).

Корни: мяч-, край-, кра-, пол-, двор-, стол-.

Подчёркиваем орфограмму

Рис. 1. Подчёркиваем орфограмму

Итак, чтобы проверить безударный гласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам, чтобы безударный звук стал ударным.

Проверяем безударный гласный в именах существительных:

Узнаем буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова.

… – тр_вá

… – з_рнό

… – скв_рéц

Трáвушка – травá (пишем букву а в корне трав-),

зёрнышко – зернό (пишем букву е в корне зёрн-зерн-),

сквόрушка – скворéц (пишем букву о в корне сквор-).

Узнали суффиксы -ушк-, -ышк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Откроем ещё один способ изменения существительных.

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.), чтобы безударный звук стал ударным.

С в_дрόм – …

По ч_сáм – …

В стр_нé – …

На сп_нé – …

С в_дрόм – (что?) ведрό (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. вёдра, букву е можно проверять буквой  ё, корень ведр-вёдр-.

По ч_сáм – (что?) чáс, пишем букву а в корне час-.

В стр_нé – (что?) странá(это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. стрáны, пишем букву а в корне стран-.

На сп_нé – (что?) спинá (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. спѝны, пишем букву и в корне спин-.

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 2)/

Образец

Рис. 2. Образец

Узнать буквы безударных гласных в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед.ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса кто? или  что? (в ед. или мн. ч.)

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

пов_р

м_слёнка

гр_знуля

к_нюшня

д_ждливый

ш_рстяной

кл_новый

л_сной

Кто такой пόв_р? – Это человек, который вáрит. Пишем букву а в корне вар-.

Гр_знýля – тот, кто грязный. Пишем букву я в корне гряз-.

Что такое м_слёнка? – Это посуда для мáсла. Пишем букву а в корне масл-.

К_нюшня – помещение, в котором живут кόни. Пишем букву о в корне кон-.

Д_ждлѝвый – в этот день идёт дόждь. Пишем букву о в корне дожд-.

Ш_рстянόй – сделанный из шéрсти. Пишем букву е в корне шерст-.

Кл_нόвый – принадлежит клёну. Пишем букву е в корне клен-.

Букву е можно проверять буквой ё.

Л_снόй – относится к лéсу. Пишем букву е в корне лес- (см. Рис. 3).

 Образец

Рис. 3. Образец

Проверяем безударный гласный в глаголах:

Как узнавать буквы корня в глаголах?

Можно тоже объяснить значение слова с помощью однокоренного.

пос_нел

по_снить

ор_бел

зв_нит

тр_щать

св_стеть

Пос_нéл – стал сѝним. Пишем букву и в корне син-.

По_снѝть – сделать ясным. Пишем букву я в корне ясн-.

Ор_бéл – стал рόбким. Пишем букву о в корне роб- (см. Рис. 4).

Образец

Рис. 4. Образец

Зв_нѝт – что? звόн, пишем букву о в корне звон-.

Тр_щáть – что? трéск, пишем букву е в корне трещ – треск-.

Св_стéть – что? свѝст, пишем букву и в корне свист- (см. Рис. 5).

Образец

Рис. 5. Образец

Изменяем глаголы по командам вопросов:

Изменяем глаголы по командам вопросов

Прочитаем стихотворение.

Приобрёл я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло зав_зал,

Чтоб в мороз не зам_рзал.

А жираф ск_зал: «См_три!»

Ещё нужны мне тридцать три.

Чтобы узнать буквы гласных в корнях, изменим слова по командам вопросов что делает? что сделает?

Завяжет – завязáл, пишем букву я в корне вяж-вяз-.

Замёрзнет – замерзáл, букву е можно проверять буквой ё, корень мерз-мёрз-.

Скáжет – сказáл, пишем букву а в корне скаж-сказ-.

Смόтрит – смотрѝ, пишем букву о в корне смотр- (см. Рис. 6).

Образец

Рис. 6. Образец

Узнать буквы в корнях глаголов можно так.

1. Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

2. Изменить слово по командам вопросов, например что делает? что сделает?

Знакома ли тебе такая проверка?

Л_жѝт, л_жáнка – лёжа (в корне леж-лёж- буква е)

Ст_ял, ст_янка – стόя  (в корне сто- буква о)

С_дéли, с_дéнье – сѝдя (в корне сид- буква и)

М_лчѝм, м_лчýн – мόлча (в корне молч- буква о)

Гл_жý, гл_дѝм – глядя (в корне гляж-гляд- буква я)

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 7).

Образец

Рис. 7. Образец

Наблюдаем над словами, которые звучат одинаково:

В русском языке есть слова, которые звучат одинаково. Послушайте текст.

На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.

[с л' и з а т'] пеночку [с л' и з а т'] со стола Определим написание слов, которые звучат одинаково.

Надо объяснить значение выражений так, чтобы появилось проверочное слово, и безударный гласный стал ударным.

Слизáть пеночку – лѝжет, буква безударного гласного и в корне лиж-лиз-.

Слезáть со стола – лéзет, буква е в корне лез-.

Ещё пример:

[з а п' и в а т'] лекарство [з а п' и в а т'] песню

Запивáть лекарство – пѝть, буква и в корне пи-.

Запевáть песню – пéть, буква е в корне пе-.

Безударные гласные, непроверяемые ударением:

Безударные гласные в корне могут и не проверяться ударением.

В_сенние обл_ка – как к_рабли под белыми п_русами. Надует их вет_р, и попл_вут они… (По Г. Скребицкому)

Написание слов облака, корабли, ветер надо смотреть в орфографическом словаре. Облака – буква безударного гласного а, корабли – буква безударного гласного о, ветер – буква безударного гласного е.

Проверим остальные слова.

Весéнние – что? вёсны, пишем букву е в корне весен-вёсн-.

Парусáми – что? пáрус, пишем букву а в корне парус-.

Поплывýт – что делать? плыть, пишем букву ы в корне плы- (см. Рис. 8).

Образец

Рис. 8. Образец

Заключение:

Теперь вы знаете правило: как решать одну из главных орфографических задач в корне. Чтобы правильно написать букву безударного гласного, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

 

Список литературы                    

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Найди однокоренные слова и выдели в них корень. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Отмечай орфограмму.
    Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить. 
  1. Решай орфографические задачи, объясняй выбор букв.

    Как ёж газету нашёл.

    Сплю я очень чутко. Слышу – шелест в комн_те. Зажёг св_чу и заметил, как ёж м_лькнул под кр_вать.

    Скоро мой ж_лец выб_жал из-под кр_вати, зав_ртелся возле газеты. Шумел, шумел и ух_трился: надел себе на к_лючки уголок газеты и пот_щил в угол.

    (По М. Пришвину) 

  1. Вставь буквы, объясняя значение слов.

    п_лезный фрукт

    в_твистые рога

    м_сной суп

    п_хучий цветок

    в_рёный картофель

    в_шнёвый сок

    п_ловая тряпка

    с_довая лейка

     

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник). 
  2. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник). 
  3. Интернет-портал Hi-edu.ru (Источник).