Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

На этом уроке вы повторите правила о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и сопоставите эти правила. Вы сможете потренироваться в их применении, чтобы правильно решать орфографические задачи в словах

Вспоминаем правило о написании безударных гласных:

Нормы и правила письменной речи называются орфографией. Вам придётся подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.

Тема урока: «Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных».

Но сначала вспомним эти правила. Чтобы правильно написать букву безударного гласного в корне, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

Из двух слов левого столбика выберите проверочное и решите орфографическую задачу в словах: тишина, потерпел, местечко, властелин, скользить, голубиный.

тихоня, тихий – т_шинá

терпит, потерпи – пот_рпéл

места, местный – м_стéчко

властный, властитель – вл_стелѝн

скользим, скользкий – ск_льзѝть

голубь, голубок – г_лубѝный

тихόня, тѝхий – проверочное слово тѝхий, поэтому слово тишинá пишем с буквой и в корне тиш-,

тéрпит, потерпѝ – гласный ударный в слове тéрпит, слово потерпел пишем с буквой е в корне терп-,

местá, мéстный – слово с ударным гласным в корне мéстный, в слове местечко буква безударного гласного е в корне мест-,

 влáстный, властѝтель – проверочное слово влáстный, в слове властелин вставляем букву а в корне власт-,

скользѝм, скόльзкий – ударный гласный в слове скόльзкий, слово скользѝть пишем с буквой о в корне скольз-,

гόлубь, голубόк – проверочное слово гόлубь, в слове голубѝный вставляем букву о в корне голуб- (см. Рис. 1).

Рис. 1. Образец

Слабая и сильная позиция гласных звуков:

Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным.

Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится чётко и ясно.

Это его сильная позиция: тѝхий, тéрпит.

Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно.

Это его слабая позиция: тишинá, потерпéл.

Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.

Вспоминаем правило о написании глухих и звонких  согласных:

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный звук.

Иногда слова взаимно помогают друг другу – одно оказывается проверочным для другого.

скόльзкий  – скользѝть

гόлубь – голубѝный

В проверочном слове скользкий тоже есть орфограмма, потому что есть выбор букв з-с. Слово скользѝть является проверочным для этой орфограммы, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В проверочном слове гόлубь парный согласный на конце слова, есть выбор букв б-п. Слово голубѝный проверочное, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

Сильная и слабая позиция согласных звуков:

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Хочешь – запомни! Парные согласные хорошо различаются перед звонкими согласными: [л, л', м, м', н, н', р, р', в, в'].

Например, злой, знак, зрение, зверь (звук [з] в сильной позиции). Слой, смех, снега, среда, сверять (звук [с] в сильной позиции)

Вспоминаем правило о написании непроизносимых согласных:

мéстный – местéчко

влáстный – властелѝн

В проверочном слове мéстный есть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука. Слово местéчко является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В проверочном слове влáстный непроизносимый согласный звук. Слово властелѝн является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом.

Определяем, каким правилом воспользоваться, чтобы правильно написать буквы в словах:

Рябина.

Я очень люблю это скромное в [и] твистое дер и вце. Люблю его перистые з [и] лёные л [и] сточки. Они ш [и] л [и] стят даже при лё [х] ком в [и] т [и] рке. Это радо [сн] ое дер [и] во всем улыбается. Изд [а] вна русские люди с [а] жали рябину около дома. Цв [и] тёт рябина по[з'н']ей в [и] сной. (По И. Соколову-Микитову)

В большинстве слов есть орфограмма безударных гласных в корне.

Надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

ветвистое – имеющее ветви (буква е в корне ветв-)

деревце – большие деревья (буква е в корне дерев-)

зелёные – (что?) зелень (буква е в корне зелён-)

листочки – большой лист (буква и в корне лист-)

шелестят – раздаётся шелест (буква е в корне шелест-, вторая буква непроверяемая)

ветерке – большой ветер (буква е в корне ветер-, вторая буква непроверяемая)

дерево – во мн. числе деревья (буква е в корне дерев-)

издавна – значит, давний (буква а в корне давн-)

сажали – (что?) сад (буква а в корне саж-сад-)

цветёт – (что?) цвет (буква е в корне цвет-)

весной – (во мн. числе) вёсны (буква е в корне весн-)

В остальных словах проверяем написание парных по глухости-звонкости согласных и непроизносимых согласных.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно, чтобы после него следовал гласный звук.

лёгком – (ласково) лёгонький (буква г в корне лёг-)

радостное – испытывать радости (буква т в суффиксе -ост-, корень рад-)

позднейопоздать (буква д в корне позд-)

Я очень люблю это скромное ветвистое деревце. Люблю его перистые зелёные листочки. Они шелестят даже при лёгком ветерке. Это радостное дерево всем улыбается. Издавна русские люди сажали рябину около дома. Цветёт рябина поздней весной. (По И. Соколову-Микитову)

Учимся определять, какие орфограммы есть в корнях слов,  и объяснять их:

Кто какие гнёзда вьёт.

Гнездо дикой утки похоже на слоёный пирог. Дрозд построил себе из травки ковшик. Стриж выбрал для жилья крутой берег. А вот кукушка гнёзд не строит.

гнездό – (буква безуд. гл. е, проверка гнёзда, корень гнезд-)

утки – (буква парного согл. т, проверка уточка)

на пирόг – (буква парного согл. г, проверка пироги, букву безуд.гл. проверить нельзя, корень пирог-)

слоёный – (буква безуд.гл. о, проверка слой, корень слой-, звук й обозначает буква ё)

дрозд – (буквы парных согл. зд, проверка дрозды, корень дрозд-)

из травки – (буква парного согл. в, проверка травушка, корень трав-)

ковшик – (буква парного согл. в, непроверяемая, корень ковш-)

стриж – (буква парного согл. ж, стрижи, корень стриж-)

для жилья – (буква безуд.гл. и, жить, корень жи-)

бéрег – (буква безуд.гл. е, побережье, парный согл. г, берега, корень берег-)

кукушка – (парный согл. ш, кукушечка)

гнёзд – (буквы парных согл. зд, гнёзда, корень гнёзд-) (см. Рис. 2)/

Рис. 2. Образец

Подбираем проверочные слова:

Потренируйтесь. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Камень – вода.

По_вились первые льдинки на лужах, значит, бл_(с,з)ка з_ма с её м_розами. Скоро на р_ке всё ост_новится. Но лё(т,д) сделает и доброе дело. Он защ_тит ры(п,б) в р_ке, прикроет их прочной ст_ной. Если бы не лё(т,д), всё ж_вое в в_де погибло бы от хол_да. (По Е. Мару)

появились – (что сделает?) появится, пишем букву я

близка – (каков?) близок, пишем буквы и, з

зима – (ласково) зимушка, буква и

морозами – непроверяемая орфограмма, буква о

на реке, в реке – (ласково) речка, буква е

остановитсявстал, буква а

лёд – (нет чего?) льда, буква д

защитит – (кто?) защитник, буква и

рыб – (что?) рыба, буква б

стеной – (во мн. числе) стены, буква е

живое жив, буква и

в водеводы, буква о

от холодахолодный, буква о

Камень – вода.

Появились первые льдинки на лужах, значит, близка зима с её морозами. Скоро на реке всё остановится. Но лёд сделает и доброе дело. Он защитит рыб в реке, прикроет их прочной стеной. Если бы не лёд, всё живое в воде погибло бы от холода. (По Е. Мару)

Попробуйте на слух определить, сколько раз встретится парный по глухости-звонкости согласный, который нужно проверять,  в шуточном стихотворении про ужа.

Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой. Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. (Л. Керн)

Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой. Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. (7 раз) (см. Рис. 3)

Рис. 3. Образец

Заключение

На уроке вы узнали, что, когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание 

  1. Распределите слова в три группы по орфограммам. Запишите слова в столбики, решая орфографические задачи.
    Гиган?ский, выш . вка, блу . ка, капус?ный, уд . лить, шеф?ство, в . шнёвый, зале . , про . ьба, побе . , ш . лун, повис?нуть, каме . ки, чудес . ный, выр . зать.
  2. Прочитайте текст. Решите орфографические задачи, устно доказывая выбор букв.

    Заботливая барсучиха.

    Выт . щила барсучиха из н . ры св . их м . лышей.

    Сча  сл'  ивые барсучата нач . ли играть на з . лёной тра . ке, радуясь тёплому солнцу. Мать с . дела рядом, ст . рожила д . тишек. Вот хру  сн ула ве . ка. Барсучиха

    осм . трелась. Она явно почу ств овала опа  сн ость.

  3. Решите орфографические задачи в тексте.

    Октябрь был х . лодный и нена [сн] ый. Тесовые крыши поч . рнели. Тр . ва в саду пол . гла. Над лугами т . щились рыхлые тучи. Сыпал до .. ь. П . стухи перестали

    г . нять в луга стадо. До в . сны затих п . стуший р . жок. (К. Паустовский)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Источник Yamal.org (Источник).
  2. Источник School-collection.edu.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).