Классы
Предметы

Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.

Введение

Чтобы выражать свои мысли и чувства, узнавать о мыслях и чувствах других людей, мы строим предложения.

Чем лучше, точнее, разнообразнее мы умеем строить словосочетания, тем яснее, богаче наши предложения.

Тема урока: «Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении».

Составляем словосочетания

Рассмотрите рисунки и выберите более точные названия. (см. Рис.1)

 

 

Рис. 1. Листья

Лист  

лист клёна

кленовый лист

лист берёзы

берёзовый лист

Более точные названия: лист клёна или кленовый лист, лист берёзы или берёзовый лист.

Показанное на следующем рисунке действие назовите как можно точнее.

(см. Рис. 2)

 

Рис. 2. Школа (Источник)

Получились сочетания слов:

         

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. Для этого к главному слову надо добавить зависимое, которое и поможет уточнить сказанное.

Мы сделали более точные подписи рисункам, составив словосочетания. Главный член словосочетания отмечаем крестиком, проводим от него стрелку и пишем вопрос к зависимому члену словосочетания. (см. Рис. 3)

 

Рис. 3. Словосочетание

Чаще всего каждый член словосочетания бывает представлен одним словом: пошёл (как?) бодро

Нередко какой-то член словосочетания выражен именем существительным с предлогом: пошёл (куда?во что?) в школу, в школу (какую?) новую

Из любых ли слов можно составить словосочетания?

Проверим, из любых ли слов можно составить словосочетания.

Словосочетания:

 

Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу.

Игра мелкая, игра широкая, игра ненастная, игра бородатая  – это не словосочетания, т.к. слова не связаны по смыслу.

Можно ли назвать словосочетанием  пару слов  в парке? Нельзя.

Словосочетание всегда составляют слова самостоятельных частей речи (иногда им помогают предлоги), при этом одно слово командует, а другое подчиняется.

Составим словосочетания, используя эту пару слов.

Например, в парке (каком?) летнем. В парке – главный член словосочетания.

Гулял (где?) в парке. В парке – зависимый член.

Составим словосочетания, подбирая зависимые члены

 

построили  (что?) школу

построили (как?) быстро

построили (где?) в селе

построили (из чего?) из кирпичей

построили (для кого?) для ребят

построили (когда?) летом.

Построили строители. Это не словосочетание. Это основа предложения. Главные члены предложения словосочетанием не являются.

Включим словосочетания в предложение

Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль.

 

 

Стая белых гусей треугольником проплывает над теплоходом. (В. Песков)

Это предложение полнее, точнее выражает мысль.

Ставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

Вы заметили, что нередко к слову можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.

Чтобы понять, какое значение зависимый член вносит в словосочетание, что именно он уточняет, особенно важен смысловой вопрос.

Падежный вопрос (вопрос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в котором употреблено зависимое имя существительное.

Поставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях.

Мышь серенькая (какая? – смысловой вопрос, значение словосочетания: предмет и его признак);

светило над лесом (где? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, над чем? – вопрос по форме, над лесом, Т.п.);

улетели  осенью (когда? - смысловой вопрос, значение словосочетания:  действие и время его совершения);

выглядывали из-под листьев (откуда? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, из-под чего? – вопрос по форме, из-под листьев, Р.п.).

Выписываем словосочетания из предложения

Какое словосочетание выписано из предложения неверно?

Из еловой чащи протянулся лисий след.

след (чей?) лисий

след (откуда? из чего?) из чащи

из чащи (какой?) еловой

Из еловой чащи протянулся лисий след. 

Основа предложения протянулся след.

Ставим вопрос от подлежащего: след (чей?) лисий.

Ставим вопрос от сказуемого: протянулся (откуда? из чего?) из чащи.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения: из чащи (какой?) еловой.

След (откуда? из чего?) из чащи – неверно выделенное словосочетание, т.к. именем существительным командует глагол.

Потренируйся

Читай записи и решай, что это: слово, словосочетание или предложение.

пушистые снежинки

летали около  берёзы

садились на поле

тихо садились

около  берёзы

на пустынное поле

снежинки летали и садились

Это словосочетания, так как есть главный член и зависимый:

снежинки (какие?) пушистые

летали  (где? около чего?) около  берёзы

садились (куда? на что?) на поле

садились (как?) тихо

на поле (какое?) пустынное

Это не словосочетание, это существительное с предлогом:

около  берёзы

Главные члены предложения:

снежинки летали и садились

Оформим границы найденного предложения.

Снежинкилетали и садились.

С помощью словосочетаний распространим предложение. 

Пушистые снежинки летали около берёзы и тихо садились на пустынное поле.

Заключение

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание.  В словосочетании есть главный член и зависимый. Нередко к зависимому члену словосочетания  можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.

Главные члены предложения словосочетанием не являются.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Oldskola1.narod.ru (Источник).  
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник). 
  3. Ext.spb.ru (Источник).   

 

Рекомендованное домашнее задание

  • В каком предложении текста нельзя выделить словосочетания? Отметь его.

Одно из оставшихся предложений рассыпь на словосочетания.

Осень. В окрестном болоте ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква. Тонконогие опята жмутся к старому большому пню.

(По. И. Соколову-Микитову)

  • В словосочетаниях с именами прилагательными отметь главные слова крестиком, устно поставь вопросы к зависимым и вставь буквы в окончания.

Наступила глубок… осень! Сер… небо, низк…, тяжёл… облака. Вдали гол.й, прозрачн.й лес.

  • Прочитай строки из стихотворения Д. Кедрина. Подчеркни главные члены предложений.

Найди словосочетания: отметь главные слова крестиком, стрелкой покажи зависимые, над стрелкой напиши вопрос.

Скинуло кафтан зелёный лето.

Отсвистали жаворонки всласть.