Классы
Предметы

Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».

Узнаём о новых научных словах:

Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка, латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка (её учёные называют ещё по-другому – префикс) – «приставленный впереди», а суффикс – «подставленный».

На уроке мы будем знакомиться с частями слов: приставкой  и суффиксом. Вы узнаете об образовании слов с помощью приставок и суффиксов.

Что такое приставка и суффикс?

Сложите слово из частей: и, ник, под, снеж.

Так называют первые весенние цветы, которые начинают расти ещё под снегом.

Подснежники.

Обозначим известные части слова.

Окончание – и, так как можно изменить слово:

нет чего? – подснежников,

рад чему? – подснежникам, изменилось -и.

Однокоренные слова: снег, снежный, снежок.

Общая часть: снег – снеж. В корне чередование согласных г-ж.

Есть части, которые присоединились к корню перед ним (часть под- будем обозначать так: ) и после него (часть -ник- будем обозначать так:  ).         

Кроме корня и окончания, в словах могут быть и другие части: приставки и суффиксы. Они служат для образования слов.

Приставка – часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс – часть слова после корня.

Образовываем  слова с помощью суффиксов:

дыра +  к    = дырка, дырочка, дырища

             очк                      

             ищ

кот +   ик  =  котик, коток, котёнок, котята

             ок

            ёнок

            ят

Суффикс, называющий большие предметы:

Наблюдаем, как суффиксы меняют смысл слова.

Заяц из русской народной сказки хвастался так:

У меня, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.

Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ-: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

В словах стихотворения выделим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Весенний дождь.

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок –

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки. (Н. Полякова)

С любовью и теплотой описывает автор природу, и передают это отношение слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ножки, сапожки – суффикс -к-,

сапожок, цветок суффикс -ок-,

травинки – суффикс -инк-,

спинки - суффикс -к-.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль-то ей крапивушки нарву. (Русская народная песенка)

Сравните: корова – коровушка, крапива – крапивушка.

Какие слова звучат нежно, ласково? 

Суффикс -ушк- придаёт словам уменьшительно-ласкательное значение.

Ещё суффиксы –очк-, -оньк-, -еньк-, -чик-, -ик-, -ек-. 

Образуем слова с помощью суффиксов.

 роза                                                

лампа + очк =  розочка, лампочка, ленточка

лента

Катя + еньк

лиса + оньк = Катенька, лисонька, реченька

река    еньк

Лимон       

помидор + чик = лимончик, помидорчик, блинчик

блин

пёс + ик =…, стол + ик =…, орех + ек =…

пёсик, столик, орешек

Суффиксы, называющие животных и их детёнышей:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал слонёнок.

За мамой-лисицей

Крался лисёнок.

За мамой-ежихой

Катился ежонок.

За мамой-медведицей

Шёл медвежонок. (А. Екимцев)

Найдём слова, называющие детёнышей животных.

Слонёнок, лисёнок, ежонок, медвежонок.

Их помогли назвать суффиксы -ёнок-, -онок-.

А ещё суффиксы -ат-, -ят-.

Много слонят, лисят, ежат, медвежат.

Найдём слова, называющие животных.

Слонихой, лисицей, ежихой, медведицей.

Их помогли назвать суффиксы -их-, -иц-.

Гусь гус-ин-ый, лев – льв-ин-ый, змея – зме-ин-ый.

Суффикс -ин- имеет значение «принадлежит животному».

Суффиксы, называющие людей по профессии, занятию:

Перед вами слова, которые называют людей по профессии, занятию.

Какие суффиксы придают такое значение?

Учитель, воспитатель – суффикс -тель-.

Грузчик, лётчик – суффикс -чик-.

Лесник, дворник – суффикс -ник-.

Футболист, тракторист – суффикс -ист-.

Каменщик, кровельщик – суффикс -щик-.

Наблюдаем, какую роль играет суффикс в именах прилагательных:

Бархатистый, золотистый – суффикс -ист- имеет значение «похожий на бархат, золото».

Носатый, бородатый – суффикс -ат- придаёт значение «имеющий большой нос, бороду».

Медовый, вишнёвый – суффиксы -ов-, -ёв- имеет значение «приготовленный из мёда, из вишни».

Сочный, облачный – суффикс -н- придаёт значение «имеющий много сока, много облаков».

Сумеешь сказать по-другому, одним словом?

Берег моря (какой?) – морской

Чуть-чуть белый (какой?) – беловатый

Склонный к удаче (какой?) – удачливый

Склонный к разговору (какой?) -  разговорчивый

Имеет много зубов (какой?) – зубастый

Суффиксы -ск-, -оват-, -лив-, -чив-, -аст- помогли образовать новые слова.

От имён прилагательных образовываем однокоренные имена существительные:

Белый – …, синий – …, высокий – …, смелый – …, свежий – …

Белизна, синева, высота, смелость, свежесть.

Суффиксы -изн-, -ев-, -от-, -ость-, - есть- – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Справочник «Суффиксы русского языка»:

Учёные подсчитали, что в русском языке около 500 (пятисот) суффиксов.

Суффиксы имён существительных:

-ищ-, -ик-,-ек-, -ок-,  -онок- (-ёнок-), -к-, -ник-, -чик-, -их-, -тель-, -щик-, -очк-, -ушк- -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ость-, -есть-, -изн-

Суффиксы имён прилагательных:

 -н-, -ск-, -оньк- (-еньк-), -ов- (-ев-), -чат-, -оват- (-еват-), -лив-, -чив-, -ат-, -аст-, ист-

Суффиксы глаголов: -е-, -и-, -а-, -о-, -я-

Например, белеть, белить, читать, молоть, умолять.

Какой смысл несёт приставка?

Теперь поговорим о приставках.

Я буду называть вам приставки, а вы попробуйте догадаться, к какому слову их приставить. Представьте, что вы сидите на стуле перед телевизором.

Я вам говорю: «В-!»Что вы делаете? Включаете телевизор?

А если я скажу: «Пере-?» Переключаете на другую программу?

ВЫ-! Выключаете телевизор?

Что вы сделаете, если я скажу: «Подо-?» Пододвинетесь со стулом?

Ото-? Отодвинетесь?

Каждая приставка несёт определённый смысл. Благодаря этому мы понимаем друг друга.

Например, приставка в- означает движение внутрь (вбежал, влез),

приставка вы- – движение изнутри (выскочил, вышел),

приставка за- – начало действия (запел, застучал),

приставка до- – завершение действия (допечатал, дописал),

приставка на- – направленность действия на что-либо (напугала, направила).

Понаблюдаем, как приставки меняют значения слов

Составим слова с приставками.

Дано слово учить и приставки: при-, раз-, до-, вы-, на-, пере-, под-, от-, по-, из-.

Приучить, разучить, доучить, выучить, научить, переучить, подучить, отучить, поучить, изучить.

Справочник «Приставки русского языка»:

Учёные подсчитали, что в русском языке существует почти 100 приставок. Наиболее часто употребляются следующие.

На-, за-, над-, раз-, рас-

О-, об- (обо-), от- (ото-),до-, по-, под- (подо-),про-, со-

С-, в-, вы-, у-, из-, ис-, при-, пре-

Выделенная  часть приставок всегда пишется одинаково. Советуем их запомнить.

Обратите внимание, в русском языке нет приставки з-. В словах, которые начинаются на букву з- (например, здоровье, здравствуй, здание, здесь), нет приставки.

Приставки можно перепутать с предлогами. Это тема другого урока.

Заключение:

На уроке вы узнали, что приставка – это часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс – часть слова после корня. Они служат для образования новых слов.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1.  Прочитайте шуточное стихотворение.

    Под ногами в листопад

    Листья жёлтые летят,

    А под листьями шуршат

    Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

    Папа, мама и ребёнок. (В. Голяховский)

    Какие слова придумал автор? Выделите суффиксы, с помощью которых они образованы

  2. Напишите слова в два столбика:

    суффикс -ниц- имеет значение предмета, в котором что-то лежит, хранится;

    суффикс -ниц- обозначает профессию женщин.

    Сахарница, пепельница, писательница, сухарница, воспитательница, учительница, конфетница, перечница, монтажница, мыльница, чернильница, соусница.

  3. Найди слова с приставками и выдели их.
    Утром к дому прилетела стайка воробьёв. Они уселись на крыше и весело зачирикали. Нина выбежала на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Птицы взмахнули крыльями и опустились на землю.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Hi-edu.ru (Источник).