Классы
Предметы

Самостоятельная часть речи наречие. Знакомство

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Самостоятельная часть речи наречие. Знакомство

Мы узнаем, как изменяются наречия, на какие вопросы они отвечают. Также научимся определять наречия в тексте и правильно их писать.

Тема: Наречие

Урок: Самостоятельная часть речи. Знакомство

1. Наречие как самостоятельная часть речи

Возьмем наречие ярко.

 

Рис. 1. (Истоник)

1. Попробуем изменить его по числам: один ярко, много ярко.

Вывод: наречие не изменяется по числам.

2. Попробуем изменить это слово по падежам: (чего?) ярко, (о чем?) ярко.

Вывод: наречие не изменяется по падежам.

3. Попробуем изменить по родам: мальчики оделись (как?) ярко, девочки оделись (как?) ярко.

Вывод: наречие не изменяется по родам.

Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.

Наречие могут относиться к глаголу, к его особым формам - причастию и деепричастию, а также к имени существительному, имени прилагательному и другому наречию. Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию. Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному. Наречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию.

Наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Некоторые наречия могут быть сказуемыми.

Наречия по значению делятся на следующие группы:

Наречия образа действия — как? каким образом? — быстро, хорошо, вдребезги Наречия времени — когда? с каких пор? до каких пор? как долго? — сегодня, теперь, зимой Наречия места — где? куда? откуда? — вдали, наверху, домой Наречия причины — почему — сгоряча, сослепу, поневоле Наречия цели — зачем? — нарочно, назло Наречия меры и степени — сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? — очень, вполне, чрезвычайно

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них. Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте.

Указательные наречия (здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда) Неопределенные наречия (где-то, куда- то, кое- где) Вопросительные наречия (как, почему, где) Отрицательные наречия (нигде, никогда, никуда, негде)

Наречия на -о (-е), образованные от качественных имен прилагательных, имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень наречий имеет две формы — простую и составную.

Задание. Найти наречия в тексте с помощью вопросов.

Бежал быстро, ехал прямо, шагал впереди, шёл домой.

Итак: бежал (как? ) быстро – это наречие.

Ехал (как?) прямо – это тоже наречие.

Шагал (как?) впереди – это наречие.

Шёл (куда?) домой – это тоже наречие.

Обратите внимание наречия чаще всего относится к глаголам и помогают точнее назвать действие.

Часть слова на конце наречий – это суффикс.

А ещё у наречий есть приставки-на-,в-,с-

Впишем в каждый столбик свою приставку , допишем суффиксы

Узнаем их по нашей подсказке.

На-прав-о, на-лев-о

В-прав-о   в-лев-о

С-прав-а     с-лев-а

Чтобы проверить букву на которую оканчивается наречие, надо подставить слово ОКНО, с нужным предлогом. Например: на окнО-налевО, В окнО – влевО.

Запомните, это правило. оно вам понадобиться.

На смысловые вопросы где? Куда? Могут отвечать и имена существительные. Но к ним можно поставить ещё и падежные вопросы, а вот  к наречиям – нельзя. Как это правильно делать.

Шёл (где?) по (чему?)по лесу-это имя существительное.

Шёл (к чему? Куда?)к дому – это тоже имя существительное.

Шёл (куда?) домой – это наречие.

Повернул (куда?за что?) за угол – это имя существительное.

Свернул (куда?) направо – это наречие.

 

2. Тренировочные упражнения

Рис. 2. (Источник)

Задание 1. Помните сказку про Серую Шейку?

Почему она не улетела на юг вместе с другими утками? (у неё было сломано крылышко, лисичка её чуть не съела). Прочитаем отрывок из сказки Мамина-Сибиряка и найдём 6 наречий в этом тексте.

Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая одновременно поднялась вверх.

Серая Шейка долго провожала глазами улетавший косяк. Сначала все летели живой кучей, а потом вытянулись в треугольник и скрылись.

Наречия в тексте:

скомандовал (как?) громко;

поднялась (как?) одновременно;

поднялась (куда?) вверх;

провожала (как?) долго;

летели (как?) сначала;

вытянулись (когда?) потом.

Этот же текст, но без наречий

Ну, трогай!- скомандовал главный вожак, и стая поднялась. Серая Шейка провожала глазами улетавший косяк. Все летели живой кучей, вытянулись в треугольник и скрылись.

Без наречий текст стал непонятным.

Задание2. Вставьте пропущенные буквы.

 - Скажу. Пойдёшь прям…

 

Рис. 3. (Источник)

 - У светофора повернёшь направ…

  

Рис. 4. (Источник)

И снов… пойдёшь прям…

 - После сквера спустишься  вниз по лестнице и слев…. увидишь магазин.

  

Рис. 5. (Источник)

Правильный ответ:

Пойдёшь (куда?) окно – прямО;

Повернёшь (куда?) на окнО – налевО;

(С окна) – сновА;

Пойдёшь (куда?) окно – прямО;

И (с окна) – слева.

Список рекомендованной литературы

Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Наречие (Источник)

2. Русский язык (Источник)

3. Институт открытого образования (Источник)

 

Рекомендованное домашнее задание

1) Спишите, ставя вместо точек противоположные по значению наречия. Устно поставьте к ним вопросы. 1.Сперва рассуди, а … осуди. 2. Встречать радостно, а провожать … 3. У берега в реке мелко, а на середине … 4. Мягко стелет, да … спать. 5. Торопясь пишешь текст небрежно, а будешь стараться- напишешь … 6. Кто овощи часто ест, тот … болеет. 7. Тяжело в учении, … в бою. 8. Знай много, а говори …

2) Перепишите предложения, выбирая из данного ряда наречий подходящие по смыслу. 1.Друзья (нечаянно, невольно, случайно) оказались в одной группе. 2. Здесь, где (когда-то, некогда, давным-давно) была пустыня, сейчас раскинулся красивый зеленый сад с фруктовыми деревьями. 3. Над селом всходило солнце (медленно, спокойно, торжественно). 4. Старый лес (задумчиво, глухо, уныло) шумел. 5. Как (хорошо, прекрасно) летом на берегу реки загорать. 7. Как (хорошо, звонко, весело) летом в лесу поют птицы.

3) Образуйте наречия от данных ниже слов. Составьте с ними словосочетания. Счастливый, честный, ужасный, хороший, медленный, противный, устный, бойкий, вкусный, яростный, кислый, зеленый, далекий, честный, средний, внешний, старческий, особый, лисий, боевой, весенний, братский, довольный, печальный.

4) *Прочитайте. Составьте с данными наречиями словосочетания. Быстро, медленно, точно, кратко, легко, трудно, тяжело, внимательно, срочно, решительно, активно, аккуратно, четко, влево, вправо, налево, направо, начисто, наглухо, запросто, заново.