Классы
Предметы

Описание пейзажное, портретное, сравнительное

На уроке мы рассмотрим различные виды описаний, увидим как правильно и красиво описать пейзаж или портрет, узнаем, в чем состоит задача сравнительного описания.

Пейзаж

Музей, коллекционирующий произведения искусства называется художественный, коллекционирующий технику – технический, коллекционирующий объекты жизни природы – естественно-научный, коллекционирующий исторические документы – исторический. Самые большие художественные музеи Санкт-Петербурга – Эрмитаж и Государственный Русский музей (рис. 1).

Эрмитаж и Государственный Русский музей

Рис. 1. Эрмитаж и Государственный Русский музей  (Источник

Рассмотрим картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Рожь», которые находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и картину «Корабельная роща», находящуюся в Государственном Русском музее (рис. 2).

Картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889), «Рожь»(1878), «Корабельная роща» (1898)

Рис. 2. Картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889), «Рожь»(1878), «Корабельная роща» (1898) (Источник

На всех этих картинах изображен пейзаж. Есть несколько определений пейзажа.

Пейзаж – общий вид какой-то местности.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзаж (фр. paysage от pays – «местность») – картина местности, вид природы, сельский вид.  

Художники пишут пейзажи на холсте при помощи красок, писатели описывают их в книгах при помощи слов.

Пейзажное описание

Прочитайте несколько пейзажных описаний:

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно совсем не слепит глаза, такое огромное, красноватое.

Г. Скребицкий

Черная туча, что надвигалась из-за полей, разорванная и лохматая, ползла по небу. Солнце пробило в ней дыру и радужным веером разбросало с высоты свои лучи на поля и лес, на сверкающие лужи.

И. Касаткин  

Равнина седая, унылая и серая. И небо над ней серое, скучное и сырое. Мох, кочки, лужи. Все плоское и бесконечное. Если и встретишь лес – то высотой по колено! Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. А уж олень или человек совсем великаны.

Н. Сладков    

А вот еще живописное описание, которое так и хочется нарисовать:

Лес внезапно заухал, загудел. Вдруг сразу потемнело, ударил раскат грома, и между деревьев заплясали тугие водяные струны. Молнии, словно сабли, полосовали небо, и в их неживом свете возникали мокрые кусты, молочно-белые березы, кудрявые шапки сосен.

Ю. Качаев 

Художественные средства: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения – помогают нам представить картины, описанные в отрывках. Пейзажное описание – это жанр художественного описания.

Портретное описание

Рассмотрим автопортрет И.Е. Репина (рис. 3).

 И.Е. «Автопортрет» (1878)    

Рис. 3. И.Е. «Автопортрет» (1878) (Источник)Автопортрет – портрет, написанный с самого себя. 

Перед нами великий русский художник Илья Ефимович Репин в молодости. У него красивое лицо – высокий светлый лоб, тонкий и прямой нос, яркие губы. Лицо красивое и серьезное, сосредоточенное. Но главное – глаза: ясные, внимательные, лучистые. Они смотрят пристально: кажется, что видят все и все, что видят, вбирают в себя, чтобы потом снова отдать, вернуть нам, но уже на картине или в портрете.

В. Порудоминский

По описанию можно представить молодого человека, с красивым лицом, высоким светлым лбом, тонким и прямым носом, яркими губами. Особое внимание уделяется описанию глаз, так как глаза – это душа человека, художника, который видит необычное в обычном.

Портретное описание может быть художественным.

У надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах. На голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железным. Человек стоял неподвижно с широко раскрытыми глазами.

А. Волков

В этом описании автор изображает неживой предмет (рис. 4), он описывает его, рисуя словами.

Портрет Железного Дровосека, описанный в произведении А. Волкова                                            

Рис. 4. Портрет Железного Дровосека, описанный в произведении А. Волкова (Источник

Портретное описание героя (рис. 5) мы можем встретить  в литературном произведении, например у А. Линдгрен:

Пеппи Длинный чулок отправлялась на утреннюю прогулку. Вот как она выглядела: волосы ее были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы.

А. Линдгрен

Портрет Пеппи Длинный чулок, описанный в произведении А. Линдгрен                                        

Рис. 5. Портрет Пеппи Длинный чулок, описанный в произведении А. Линдгрен (Источник

Сравнительное описание

Роль сравнительного описания – сравнение, к примеру:

Собаки. Сколько их и какие они разные! Есть маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше полукилограмма. И есть великаны, вес которых достигает восьмидесяти килограммов. Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, и есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком. Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши друзья. И самые древние.

И. Пожарицкая 

Различить галку и ворону совсем нетрудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки. Будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

Г. Скребицкий

Задача сравнительного описания – сравнить предметы или живые существа и найти их сходства или различия.

Заключение

Мы с вами узнали, что портретное, пейзажное описание дает описание предметов, явлений, живых объектов с помощью художественных средств (метафор, эпитетов, сравнений).

Сравнительное описание дает характеристику отличительных или общих свойств предметов или явлений.  

 

Домашнее задание

  1. Что такое пейзаж?
  2. Какие художественные средства помогают описать предмет или явление?
  3. В чем состоит задача сравнительного описания?

 

Список литературы

  1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2013
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. – М.: Баласс, 2012
  3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Drulber.ru (Источник).
  2. Fotokartina.com (Источник).