Классы
Предметы

Речевой жанр - "рассказ"

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Речевой жанр - "рассказ"

На занятии мы познакомимся с речевым жанром рассказа. Рассмотрим схему построения рассказа, проанализируем ее. Узнаем, что нужно для того, чтобы заинтересовать слушателя или читателя в рассказе.

Введение

На уроке рассмотрим речевой жанр рассказа.

По словарю С.И. Ожегова

Рассказ:

1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов.

2. Словесное изложение каких-нибудь событий. Рассказ очевидца.

Схема построения рассказа

Рассмотрите схему построения рассказа (рис. 1).

Рис. 1. Схема построения рассказа

Проанализируем ее в рассказе мальчика (рис. 2).

Рис. 2. Рассказ

В этом веселом рассказе мальчик заинтересовал слушателя своими фантазиями.

Рассказы бывают веселые, грустные, печальные. Можно сделать вывод: для того чтобы заинтересовать слушателя или читателя, необходимо выбрать случаи из жизни, интересный сюжет (рис. 3).

Рис. 3. Случаи из жизни

Самостоятельное составление рассказа

Попробуйте сами составить рассказ, пользуясь знаниями, полученными на уроке. Рассмотрите картинки и расставьте в том порядке, как происходили события (рис. 4).

Рис. 4. Картинки к рассказу

Порядок картинок (рис. 5)

1. Охотник с собакой шел по дороге.

2. Птенчик выпал из гнезда.

3. Собака увидела птенчика и направилась к нему.

4. Птица-мать бросилась защищать птенчика.

5. Собака замерла от неожиданности.

6. Охотник отогнал собаку.

Рис. 5. Порядок картинок

Проанализируем текст, выделим основные части (рис. 6).

Рассказ

Однажды охотник с собакой шел по дорожке парка. На высоком дереве было гнездо, оттуда упал птенчик. Собака, увидев птенчика, подбежала к нему. Вдруг появилась птица-мать и бросилась на защиту птенчика. Собака от неожиданности остановилась, и охотник отогнал собаку. Птенчик был спасен.

Рис. 6. Иллюстрации к рассказу

Заключение

На занятии мы познакомились с речевым жанром рассказа (рис. 7).

Рис. 7. Схема рассказа

 

Список литературы

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: 2013. – Ч. 1 – 160 с., Ч. 2 – 144 с.  

4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч.. – 2013. – 192 с., 192 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт pedsovet.su (Источник)

2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

3. Интернет-сайт school2100.com (Источник)

 

Домашнее задание

1. Из каких пунктов, согласно схеме, состоит рассказ?

2. Что должно быть в рассказе, чтобы заинтересовать слушателя или читателя?

3. Придумайте небольшой рассказ о каком либо интересном случае, придерживаясь изученной на уроке схемы.