Классы
Предметы

Правописание падежных окончаний имён существительных

На занятии мы научимся правильно писать падежные окончания имен существительных. Выполним упражнения по проверке падежных окончаний имен существительных, запишем памятку.

Введение

На уроке научимся проверять падежные окончания имен существительных.

Задание 1

Вспомните строки из стихотворения Корнея Чуковского «Мойдодыр» (рис. 1):

Рис. 1. «Мойдодыр»

Правильно ли подобраны проверочные слова (рис. 2)?

Рис. 2. Проверочные слова

По смыслу подобранные проверочные слова не подходят, но по форме это верные словосочетания, ими можно пользоваться при проверке безударных окончаний имен существительных.

Задание 2

Проверочные слова для каждого склонения (рис. 3):

Рис. 3. Проверочные слова для каждого склонения

Проверим этими словами падежные окончания имен существительных (рис. 4).

Рис. 4. Проверка

Запомните эти слова для проверки.

Проверка падежных окончаний существительных

Упражнение 1 (рис. 5)

Рис. 5. Упражнение 1

Слово диван второго склонения, выбираем слова для проверки этого склонения: стол, гвоздь, плечо (рис. 6).

Рис. 6. Проверка

Упражнение 2 (рис. 7)

Рис. 7. Упражнение 2

Слово карусель третьего склонения, выбираем слова для проверки этого склонения: любовь, грудь (рис. 8).

Рис. 8. Проверка

Упражнение 3 (рис. 9)

Рис. 9. Упражнение 3

Слово дорога первого склонения, выбираем слова для проверки этого склонения: стена, пчела, рука (рис. 10).

Рис. 10. Проверка

Упражнение 4

Проверить, правильно ли подобраны проверочные слова (рис. 11):

Рис. 11. Проверить

К слову дороги проверочное слово подобрано неверно. Правильное слово для проверки – руки (рис. 12).

Рис. 12. Проверка

К слову площади проверочное слово подобрано неверно. Правильное слово для проверки – печи (рис. 13).

Рис. 13. Проверка

Упражнение 5

Проверьте диктант и исправьте ошибки (рис. 14):

Рис. 14. Диктант

Ошибки допущены в словах: даче, деревне,калитке (проверочное слово руке).

Правильно написанные слова: поезде (проверочное слово столе), тропинке (проверочное слово руке), дорожки, тропинки, дачи, калитки (проверочное слово руки), сирени (проверочное слово печи) (рис. 15).

Рис. 15. Диктант с исправленными ошибками

Памятка

Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе.

1. Поставить имя существительное в начальную форму и определить его склонение (рис. 16).

Рис. 16. Пример

2. Поставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме (рис. 17).

Рис. 17. Пример

3. Узнать в проверочном слове окончание и написать такое же в проверяемом (рис. 18).

Рис. 18. Пример

 

Список литературы

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: 2013. - Ч. 1 – 160 с., Ч. 2 – 144 с.  

4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч.. – 2013. – 192 с., 192 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)

2. Интернет-сайт videotutor-rusyaz.ru (Источник)

3. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Какие проверочные слова вы запомнили для проверки падежных окончаний имен существительных из урока?

2. Каков порядок проверки безударных окончаний имен существительных в единственном числе?

3. Вставьте пропущенные буквы е или и.
Мечтать о путешестви… по Сибир…, заботиться о здоровь… матер…, отсутствовать на урок… истории…, остановиться на опушк… рощ…, найти в портфел…, нарисовать в тетрад…