Классы
Предметы

Дополнение

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Дополнение

На этом уроке мы узнаем, что такое дополнение, какой частью речи обозначается дополнение. Научимся находить дополнение в предложениях.

Основные сведения о дополнении

Мальчик пишет письмо карандашом.

 

Рис. 1. (Источник)

- Давайте понаблюдаем вместе:

На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены предложения? К какому члену предложения они относятся?

(Кто?) Мальчик – это  подлежащие.

Мальчик (что делает?) пишет – это сказуемое.

Пишет (что?) письмо.

Пишет (чем?)карандашом.

Второстепенные члены предложения относятся к слову пишет.

Дополнение – это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в каком-либо отношении к действию или проявлению признака. Выполнять задание, защитник свободы, полный надежды.

В роли морфологизованного дополнения выступает имя существительное в косвенном падеже.

Дополнение приглагольное - дополнение, зависящее от глагола. Читать газету, рисовать карандашом. Дополнение при глаголе сильного управления является конструктивным элементом предложения. Проверить работу. Любоваться закатом.

Дополнение приименное - дополнение, зависящее от имени существительного (выбор профессии, забота о детях) или имени прилагательного (довольный результатами, способный к математике).

Дополнение при существительном, в отличие от несогласованного определения, выражается:

а) родительным объекта; защита Родины, завоеватель пустыни;

б) родительным отношения к производителю, владельцу, руководителю: автор повести, директор школы,

в) родительным содержания: цель исследования, проверка исполнения;

г) дательным адресата: ответ другу, помощь больному;

д) творительным содержания (отвлеченного и вещественного): занятия музыкой, портфель с бумагами, таз с водой;

е) творительным совместности: журнал с приложениями, чай с вареньем.

Дополнение прямое – дополнение, выраженное формой винительного падежа без предлога и зависящее:

а) от переходного глагола (написать изложение, дать совет);

б) от некоторых слов категории состояния (жалко девочку, больно руку).

Форма родительного падежа может выступать в функции прямого дополнения:

а) при переходных глаголах с отрицанием (не любить музыки, не замечать ошибок);

б) при некоторых словах категории состояния (жаль потерянного времени).

Дополнение косвенное – дополнение, выраженное формами косвенных падежей. Выпить воды, накупить тетрадей, желание свободы.

На письме дополнение обозначается пунктиром.

Тренировочные упражнения

1. Выделим основу и второстепенные члены предложения.

1.1. Лицо Алёши покрывали веснушки.

 

Рис. 2. (Источник)

(Что?) веснушки – это подлежащие.

Веснушки (что делали?) покрывали – это сказуемое.

Покрывали (что?) лицо – это дополнение выраженное существительным в винительном падеже

Лицо (кого?) Алёши – это дополнение (выраженное существительным в р.п.).

1.2. Девочка дёрнула его за пиджак.

(Кто?) девочка – это подлежащее.

Девочка (что сделала?) дёрнула – это сказуемое.

Дёрнула (кого?) его – это дополнение, выраженное местоимением в родительном падеже. Дёрнула (за что?) за пиджак – это дополнение, выраженное существительным в винительном падеже.

1.3. Филька протянул хлеб лошади.

(Кто?) Филька – это подлежащие.

Филька (что сделал?) протянул – это сказуемое.

Протянул (что?) хлеб – это дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже.

Протянул (кому?) лошади – это дополнение, выраженное существительным в дательном падеже.

2. Дописать начатые предложения дополнениями.

2.1. Стёпа получил (что?), (когда?) (от кого?)

Например: Стёпа получил (что?) книгу (когда?) вчера от (кого?) папы.

 

Рис. 3. (Источник)

Книгу от папы – это дополнение, выраженные именами существительными с предлогом.

2.2. Юннаты подготовили (к чему?) (что?) 

Например: Юннаты подготовили (к чему?) к весне (что?) саженцы.

(Кто?) юннаты – это подлежащее.

Юннаты (что сделали?) подготовили – это сказуемое.

Подготовили (к чему?) к весне – это дополнение, выраженное существительным.

Подготовили (что?) саженцы – это дополнение, выраженное существительным.

2.3. (К кому?) пришёл друг и рассказал (о чём?)

 

Рис. 4. (Источник)

Например: К Пете пришёл друг и рассказал о школе.

(Кто?) друг – это подлежащее.

Друг (что сделал?) пришёл и рассказал – это сказуемые.

Пришёл (к кому?) к Пете – это дополнение, выраженное существительным с предлогом.

Рассказал (о чём?) о школе – это дополнение, выраженное существительным с предлогом.

2.4. Ребята взяли (что?) (у кого?) и принялись (за что?)

 

Рис. 5. (Источник)

Например: Ребята взяли лопаты у учителя и принялись за работу.

(Кто?) ребята – это подлежащее.

Ребята (что сделали?) взяли и принялись – это сказуемые.

Взяли (что?) лопаты – это дополнение, выраженное существительным.

Взяли (у кого?) у учителя – это дополнение, выраженное существительным.

Принялись (за что?) за работу – это дополнение, выраженное существительным с предлогом.

 

Список рекомендованной литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Институт открытого образования (Источник).

2. Русский на 5 (Источник).

3. Издательство «Лицей» (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Найдите дополнение в предложениях?

- Разговаривал со мной.

- Увидел дерево.

- Запел красивую песню.

- Девушка заплела косу.

2. Запишите предложения, вписывая дополнения.

- Зашел пообщаться (с кем?).

- Увидел огромный (что?).

- Вова заболел (чем?).

- Мы нашли (что?).

- Забудь про нашу (что?).

3. Найдите и подчеркните все дополнения в тексте.

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;

4.*Напишите сочинение-размышление « Учение – свет, а неученье – тьма». Выделите дополнения в тексте.