Классы
Предметы

Определение

На этом уроке мы узнаем, что такое определение, какой частью речи обозначается определение. Научимся находить определение в предложениях.

Тема: Предложение

Урок: Определение

1. Повторение

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, давайте выполним несколько упражнений. Вспомним основные ведомости про прилагательное. Прилагательное  обозначает признак предмета. Оно отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? чья? чье? Посмотрите на рисунки и дайте определения к этим словами.

 

Рис. 1. (Источник)

Рис. 2. (Источник)

Рис. 3. (Источник)

Рис. 4. (Источник)

Мяч(какой?)большой; арбуз (какой?) круглый; шар (какой)?зеленый; небо (какое?) голубое.

Прочитайте предложение и найдите главные члены.

Шелестит зелёная листва

Шелестит (что?) листва.

Листва (что делает?) шелестит.

Оля взяла мамин зонт.

(Кто?) Оля.

Оля (что сделала?) взяла.

Летят красные шары.

Летит (что?) шары.

Шары (что делают?) летят.

Какие вопросы можно задать к членам предложения, которые остались?

Листва (какая?) зеленая.

 

Рис. 5. (Источник)

Зонт (чей?) мамин.                                          

Рис. 6. (Источник)

Шары (какие?) красные.

 

Рис. 7. (Источник)                                                               

2. Определение. Теоретические знания

Определение обозначает признак предмета; оно подчинено любой словоформе имени существительного. Значение определения соответствует вопросам какой? который? чей? Типичной формой определения является имя прилагательное (полное) и другие согласуемые слова (причастия, местоимения, порядковые числительные). Значение признака для них является основным и выступает как свойство, качество отношение, а в других согласуемых словах соответствует их морфологической природе, т. е. содержит отношение к действию (причастие), к числу (числительное) или указывает на признак (местоимение).

По характеру синтаксической связи определения с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.

Определения согласованные выражаются теми частями речи, которые, относясь к определяемому слову, способны уподобляться ему в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде. Они могут быть выражены прилагательными: Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо (А.К. Т.); причастием: Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе (Т.); местоименным прилагательным: Крепость наша стояла на высоком месте (Л.); порядковым числительным: У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные (Т.); За третьими воротами ждал экипаж (Наб.); количественным числительным один: Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть (Л.).

Определения несогласованные, в отличие от согласованных, связываются с определяемым словом по способу управления (стихи поэта, лодка с парусами) или примыкания (езда шагом, желание учиться). Они могут быть выражены существительными без предлогов (в родительном и творительном падежах) и с предлогами (во всех косвенных падежах): Легкий порыв ветра разбудил меня (Т.); О створку форточки трется мокрое, шерстисто-серое небо (Паст.); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Фед.); Дело о наследстве задерживает меня еще надолго (А.Н. Т.); На нем была пестрая ситцевая рубашка с желтой каемкой (Т.); А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? (М. Г.); Рядом с ним шагал Федюшка в отцовском картузе (Ч.); личным местоимением в родительном падеже (в притяжательном значении): В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира (М. Г.); сравнительной степенью прилагательного: События крупнее и важнее не было в истории человечества (А.Н. Т.); наречием: Бывают, однако, невероятные случаи, когда получаются стеариновые свечи и сапоги всмятку (Г. Усп.); неопределенной формой глагола: Шагом поехал он направо.

Определения несогласованные, в отличие от согласованных, связываются с определяемым словом по способу управления (стихи поэта, лодка с парусами) или примыкания (езда шагом, желание учиться). Они могут быть выражены существительными без предлогов (в родительном и творительном падежах) и с предлогами (во всех косвенных падежах): Легкий порыв ветра разбудил меня (Т.); О створку форточки трется мокрое, шерстисто-серое небо (Паст.); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Фед.); Дело о наследстве задерживает меня еще надолго (А.Н. Т.); На нем была пестрая ситцевая рубашка с желтой каемкой (Т.); А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? (М. Г.); Рядом с ним шагал Федюшка в отцовском картузе (Ч.); личным местоимением в родительном падеже (в притяжательном значении): В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира (М. Г.); сравнительной степенью прилагательного: События крупнее и важнее не было в истории человечества (А.Н. Т.); наречием: Бывают, однако, невероятные случаи, когда получаются стеариновые свечи и сапоги всмятку (Г. Усп.); неопределенной формой глагола: Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов (Л. Т.).

Несогласованные определения, выраженные именем существительным в родительном падеже без предлога, могут обозначать принадлежность: Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно (Л. Т.); отношение к коллективу, учреждению и т.д.: Кузнец Путиловского завода Иван Гора чистил винтовку (А.Н. Т.); производителя действия: Все реже, тише и отдаленнее раздаются то скрип колес, то нежная малорусская песня, то звонкое лошадиное ржанье, то возня и последнее щебетанье засыпающих птиц (Купр.); признак по его носителю: От ветхого барака в темноту леса нырнули конь и всадник (Н. Остр.); отношение целого к части, которая обозначена определяемым словом: Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели (Т.) и др.

Несогласованные определения, выраженные именем существительным в творительном падеже без предлога, обозначают признак, устанавливаемый путем сравнения с предметом, названным определяющим словом: Моисей ходит уже в шляпе котелком (Ч.).

Несогласованные определения, выраженные именем существительным в косвенных падежах с предлогами, могут обозначать различные признаки. Признак по материалу: На безукоризненно чистом столе с мертвой аккуратностью расставлены предметы письменного прибора из черного мрамора, лежали папки из блестящего картона (А.Н. Т.); признак по наличию у предмета какой-либо внешней черты, детали: ...Через минуту молодой человек в военной шинели и в белой фуражке вошел к смотрителю (П.); Я подошел к незнакомцу в шубе и разглядел его (Купр.); Люди с бакенбардами стояли у планшира и курили трубки (Пауст.); признак по принадлежности в широком смысле слова: Под сугробами погребены огромные котлы с военных судов (А.Н. Т.); признак, характеризующий предмет в пространственном отношении: У косяка в кухню стояла девушка (М. Г.); Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака (М. Г.); признак, указывающий на содержимое предмета: Со сна садится в ванну со льдом (П.); признак, ограничивающий предмет в каком-либо отношении: До рассвета в темной пещере знаменитый охотник на беркутов Хали мне рассказывает про орлов (Пришв.); признак, указывающий на назначение предмета: На скамьях для публики все замерло (М. Г.) и т.д.Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного, обозначают качественный признак предмета, присущий ему в большей или меньшей степени, чем другим предметам: Навряд тебе парня сильнее и краше видать привелось (Н.).

Несогласованные определения, выраженные наречием, могут обозначать признак в отношении качества, направления, времени, способа действия: Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате (Т.); Они знали и скок с пикой, и рубку направо и налево саблей (А.Н. Т.); Вместе с чаем подали нам котлеты, яйца всмятку, масло, мед (Т.)

Несогласованные определения, выраженные инфинитивом, служат для раскрытия содержания предмета, обозначенного часто отвлеченным именем существительным: Благодаря способности быстро схватывать и запоминать услышанное, он выдержал экзамены (С.-Щ.); Я не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, повинуясь пламенному желанию кинуться отцу на шею (Кор.).

Несогласованные определения могут быть выражены фразеологическими сочетаниями, а также словосочетаниями синтаксически нечленимыми. В предложении Тут, верно, клятвы вы прочтете в любви до гробовой доски (П.) определение выражено фразеологическим сочетанием до гробовой доски.

3. Работа над темой урока. Примеры

1. Прочитайте записанные парами вопросы и ответы. Как вы думаете, к какому члену предложения заданы вопросы? Найдите лишнюю пару. Объясните, почему она лишняя.

Какие орехи принесла белка бельчатам? Белка принесла бельчатам лесные орехи.

Орехи (какие?) лесные.

Какая белка юркнула в листву? Рыжая белка юркнула в листву.

Белка (какая?) рыжая.

В какую листву юркнула рыжая белка? Рыжая белка юркнула в зелёную листву.

Куда юркнула рыжая белка? Рыжая белка юркнула в дупло.

Рыжая белка юркнула (куда?) в дупло.

Лишняя пара последняя. Рыжая белка юркнула (куда?) в дупло. Она лишняя, потому что мы задаем вопрос куда? Это вопрос не определения.

Щегол

Очень метко назвали эту птичку – щегол. Щегол-щёголь. Лоб и горло красные, на чёрных крыльях ярко-жёлтые полоски, спинка коричневая, а темя, затылок и скобочки вокруг белых щёк чёрные. Щегол – одна  из самых красивых птиц наших лесов. (по ходу разбора выделяются слова волнистой линией)

2. Какие члены предложения позволили так подробно рассказать, как выглядит птица?

(Определение)

3. Найдите в тексте определения.

Лоб и горло (какие?) красные

На крыльях (каких?) чёрных

Полоски (какие?) ярко-жёлтые

Спинка(какая?) коричневая

Темя, затылок и скобочки(какие?) чёрные

Щёк (каких?) белых

Птиц(каких?) самых красивых

4. Определите сколько здесь предложений, подчеркните их.

Над глухою степью

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут.

(И.Никитин)

Здесь одно предложение.

(что?) облака- это подлежащие -подчёркиваем одной чертой.

Облака (что делают?) плывут – это  сказуемое –подчёркиваем  двумя чертами.

Цепью (какой?) бесконечной – это  определение ,подчёркиваем волнистой линией.

Степью (какой?) глухой – это определение ,подчёркиваем волнистой линией.

В путь (какой?) неизвестный- это определение ,подчёркиваем волнистой линией.

5. Среди вопросов найдите и назовите такие, на которые отвечают определения.

Какие? когда? кому? какая? чьё? кто? чей? откуда? почему? что? какое? зачем? кем? какой? куда? чьи?

Правильный ответ: Какие? кому? какая? чьё? чей? какое? какой? чьи?

6. Найдите правильный ответ.

Определение обозначает:

- действие предмета

- предмет

- место предмета

- признак предмета

- время действия

Правильный ответ: определение обозначает признак.

 

Список рекомендованной литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Институт открытого образования (Источник).

2. Русский на 5 (Источник).

3. Интернет-портал E-reading.co.uk (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Найдите правильные ответы на вопросы:

А) В каком предложении есть определения?

- Люблю лето.

- Люблю прекрасное лето.

- Гулять в саду.

- Жить хорошо.

Б) Выберете вопрос, на который может отвечать определение?

- какая?

- кто

- что?

- где?

В) Как подчеркивается определение в предложение?

- пунктир

- пунктир с точкой

- волнистая линия

- одна прямая.

2. Найдите и подчеркните определения в предложениях.

А) Жить в чужом городе.

Б) Уехать в жаркие страны.

В) Летят птицы в вечернем небе.

Г) Стоят две молодые березки.

3. Добавьте определения в предложения.

А) Ходить в (какой?) лес.

Б) Гулять по (какому?) саду.

В) Жить в (каком?) городе.

Г) Заниматься (какими?) делами.

Д) (Какая?) собака на меня напала.

Е) Хочу увидеть (какие?) страны.

4. *Составьте текст-описание своего сада (двора, города), употребляя различные определения.