Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Знакомство со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Знакомство со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями

Мы узнаем, какие предложения называются сложноподчиненными, а какие сложносочиненными. Также узнаем об их основных особенностях.

Сложное предложение

Прочитайте предложения:

1) Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет.)

2) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин)

Назовите грамматическую основу этих предложений.

(Что?) ветер – это подлежащее.

Ветер (что делает?) злится и стучит – это однородные сказуемые связанные союзом и.

(Что?) день – это подлежащее.

День (что делает?) утопает – это сказуемое.

(Что?) ручьи – это подлежащее.

Ручьи (что делают?) шумят – это сказуемое.

Чем отличаются эти предложения?

Первое – простое. Второе – сложное (союз и соединяет два простых предложения в одно).

Сложные предложения – это два  (или более) предложений, соединённых в одно.

Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут связываться союзами а, Но, и, что, когда, где, потому что, чтобы и др. или интонацией.

Части сложного предложения разделяются запятой.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Таким образом, существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Давайте выделим основы предложений и определим их вид.

1. Пушистый рыжий хвост совсем прикрыл спину, а глаза впились в страшного зверя. 

(Что?) хвост – это подлежащее.

Хвост (что сделал?) прикрыл – это сказуемое.

(Что?) глаза – это подлежащее.

Глаза (что сделали?) впились – это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы – хвост прикрыл, глаза впились –значит, это сложное предложение. Его части соединены в одно союзом А ,а разделены запятой.

2. Он увидел, что глаза рыси плотно закрыты.

 

Рис. 1. (Источник)

(Кто?) он – это подлежащее.

Он (что сделал?) увидел – это сказуемое.

(Что?) глаза – это подлежащее.

Глаза (что сделаны?) закрыты – это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы, которые соединены союзом ЧТО, а разделены запятой.

3. Раздался шорох с того места, где лежали вещи.

(Что?) шорох – это подлежащее.

Шорох (что сделал?) раздался – это сказуемое.

(Что?) вещи – это подлежащее.

Вещи (что делали?) лежали – это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы, соединённые в одно предложение союзом ГДЕ и разделённые запятой.

4. Солнечным утром налаживает свою нехитрую песенку весёлая синица, пускает звонкую дробь по тайге дятел.

 

Рис. 2. (Источник)

(Кто?) синица – это подлежащее.

Синица (что делает?) налаживает – это сказуемое.

(Кто?) дятел – это подлежащее.

 

Рис. 3. (Источник)

Дятел (что делает?) пускает – это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы сложного предложения, разделённые запятой.

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Соединительные отношения. В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения). Сложносочиненные предложения с союзом и чаще всего выражают временные отношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.) Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части. Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а, например: Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.); Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.)

Разделительные отношения. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли...ли, то...то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненное предложение - это предложение, части которого связаны между собою подчинительными союзами или союзными средствами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточной) от другой (главной).

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Подчинительные союзы

Союзные слова
Простые Составные

что

чтобы

ибо

когда

пока

как

словно

если

и др.

потому что

оттого что

так как

лишь только

как будто

с тех пор как

в связи с тем что

и др.

который

какой

кто

что

как

где

куда

когда

и др.

Не являются членами предложения. 

Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.

Являются членами предложения. 

Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.

 

Тренировочные упражнения

Расставьте знаки препинания в предложения и определите тип сложных предложений.

1. Я чувствовал, что город остался у нас справа.

(Кто?) я – это подлежащее.

Я (что делал?) чувствовал – это сказуемое.

Первая часть предложения (Я чувствовал) является главной. От неё зависит вторая часть предложения.

Чувствовал (что?) (что город остался у нас справа).

Выделим основу во второй части предложения:

(Что?) город – это подлежащее.

Город (что сделал?) остался – это сказуемое.

Между частями сложноподчинённого  предложения перед союзом что ставим запятую.

2. Когда мы уходим, щенок скулит около двери.

 

Рис. 4. (Источник)

(Кто?) мы – это подлежащее.

Мы (что делаем?) уходим – это сказуемое.

(Кто?) щенок – это подлежащее.

Щенок (что делает?) скулит – это сказуемое.

Это сложное предложение, состоящее из двух простых. Разделяем части предложения интонацией, ставим запятую на письме.

3. Забор затрещал, потому что навалились на него все сразу.

(Что?) забор – это подлежащее.

Забор (что сделал?) затрещал – это сказуемое.

Забор затрещал – это главная часть.

Затрещал (почему?) потому что навалились на него все сразу.

Это зависимая часть предложения.

Части сложноподчинённого предложения соединены союзом (потому что) и разделяются запятой.

4. Он поражался тому, как быстро вязала мама на спицах.

(Кто?) он – это подлежащее.

Он (что сделал?) поражался – это сказуемое.

(Он поражался тому) – это главная часть предложения.

Поражался (чему?) как быстро мама вязала – это зависимая часть.

Выделим основу второй части:

(Кто?) мама – это подлежащее.

Мама (что делала?) вязала – это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения связаны союзом как, а разделяются запятой.

5. Трава появлялась там, где сильнее пригревало солнце.

 

Рис. 5. (Источник)

(Что?) трава – это подлежащее.

Трава (что делала?) появлялась – это сказуемое.

Трава появлялась там – это главная часть.

Появлялась там (где?) где сильнее пригревало солнце – это зависимая часть.

Основа зависимой части: (что?) солнце – это подлежащее.

Солнце (что делало?) пригревало – это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения связаны предлогом где, а разделяются запятой.

6. Я попросил его, чтобы он принёс мне книгу.

(Кто?) я – это подлежащее.

Я (что сделал?) попросил – это сказуемое.

Я попросил его – это главная часть.

Попросил (о чём?) чтобы он принёс мне книгу – это зависимая часть.

Выделим основу зависимой части:

(Кто?) он – это подлежащее.

Он (что сделал?) принёс – это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения соединены союзом чтобы и разделены запятой.

7. Если неосторожно сорвёшь листок с росинкой, капелька скатится вниз.

(Что?) капелька – это подлежащее.

Капелька (что сделает?) скатится – это сказуемое.

Капелька скатится вниз – это главная часть сложноподчинённого предложения.

Скатится (почему?)если неосторожно сорвёшь листок с росинкой – это зависимая часть.

Части предложения связаны союзом если, а разделяются запятой.

Список рекомендованной литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Издательство «Лицей» (Источник).

2. Русская грамматика (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1) Определите тип сложносочиненного предложения.

А) Оля не отвечала, и я просто сидела молча.

Б) Оля не отвечала, однако я ее не торопил.

В) Возможно, мы соберемся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.

2) Выделите грамматические основы предложений. Какие это предложения?

1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (Песков).

2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков).

3. Верблюжье молоко непривычно сладкое, но пришлось выпить (Песков).

4. Барсук пытался уплыть, но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков).

5. Я тогда не здесь, а у бабушки жил (Песков).

6. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин).

7. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (Пушкин).

3) Определите виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях.

1. Я не сразу сообразил, что произошло. 2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю. 3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния. 4. Кто много читает, тот много и знает. 5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники. 6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору. 7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем. 8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор. 9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре. 10. Чего я жду, не знаю сам.

4) *Составьте текст описание на любую тему, используя сложноподчиненные предложения. Выделите грамматические основы, поставьте вопросы.