Классы
Предметы

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

На сегодняшнем занятии мы выполним задания на повторение правил из предыдущих уроков по теме «Синтаксис. Пунктуация». Разберем возможные ошибки.

Введение

На уроке мы выполним контрольную работу, для того чтобы вспомнить изученное в разделе «Синтаксис. Пунктуация».

Задание 1

Словосочетание. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Необходимо определить главное слово (рис. 1).

Рис. 1. Задание 1

Правильный вариант: А1, Б4, В3, Г2

Разбор задания 1

Разбор возможных ошибок.

Главное слово в словосочетании – то, от которого задается вопрос. Зависимое слово – то, к которому задается вопрос.

Например:

Вопрос задается от слова учиться, в данном словосочетании это слово главное, и это глагол.

Задание 2

По цели высказывания предложения делятся на вопросительные, повествовательные и побудительные. Вспомнив особенности каждого из предложений, определите вид предложения по цели высказывания (рис. 2).

Рис. 2. Задание 2

Правильный вариант: А3, Б1, В2.

Разбор задания 2

Если при определении вида предложения вы допустили ошибку, напомним назначение каждого из видов предложений.

Основным назначением повествовательных предложений является сообщение об определенных явлениях действительности, т. е. передача информации собеседнику.

Назначением побудительных предложений является побуждение к действию того, к кому обращена речь.

Вопросительные предложения нужны для выражения вопроса.

Вспомнив назначение каждого вида предложений, выполните задание (рис. 3).

Рис. 3. Повторное задание

Правильный вариант: А2, Б1, В3.

Задание 3

Разберите предложение по членам. Определяя члены предложения, помните, что разбор нужно начинать с главных членов предложения, а от главных членов задавать вопросы к второстепенным (рис. 4). Обязательно соблюдайте этот порядок.

Рис. 4. Задание 3

Правильный вариант: А2, Б3, В4, Г1, Д5.

Разбор задания 3

Если определить правильно члены предложения не удалось, то повторите вопросы, на которые они отвечают.

Напомним порядок разбора предложения (рис. 5):

Рис. 5. Порядок разбора предложения

Выполните задание (рис. 6).

Рис. 6. Повторное задание

Правильный вариант: А1, Б5, В3, Г2, Д4.

Задание 4

Задание на пунктуацию. Вспомните правила постановки запятой в предложениях с однородными членами, предложениях с вводными слова и обращениями. Не забывайте, что запятая ставится между частями сложного предложения. Объясните, почему именно так расставлены знаки препинания в предложениях (рис. 7).

Рис. 7. Задание 4

Правильный вариант: А4, Б1, В2, Г3.

Разбор задания 4

Если не удалось правильно выполнить задание, необходимо вспомнить некоторые правила.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова.

Чтобы найти сложное предложение, необходимо выделить грамматические основы (должно быть не меньше двух).

Обращение называет того, к кому обращаются с речью, и не является членом предложения.

Вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию и не являются членом предложения.

Обращение и вводные слова на письме выделяются с обеих сторон запятыми.

Выполните задание (рис. 8).

Рис. 8. Повторное задание

Правильный вариант: А1, Б3, В4, Г2.

Задание 5

Для выполнения задания необходимо вспомнить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, постановки двоеточия в предложениях с обобщающим словом. Определите, какие знаки препинания следует поставить на месте пропусков (рис.9).

Рис. 9. Задание 5

Правильный вариант: А2, Б5, В4, Г1, Д3, Е6.

 

Разбор задания 5

Если вы допустили неточность при расстановке знаков препинания, напомним некоторые правила.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, когда оба главных члена предложения выражены именами существительными, а на месте тире можем вставить слово «есть».

Двоеточие ставится после обобщающего слова, перед однородными членами предложения. Обобщающее слово – это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением для однородных членов предложения и является таким же членом предложения, что и однородные, к которым оно относится.

Выполните задание (рис. 10).

Рис. 10. Повторное задание

Правильный вариант: А4, Б2, В5, Г6, Д1, Е3.

Задание 6

Необходимо расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Для этого нужно различать прямую речь и слова автора (рис. 11).

Рис. 11. Задание 6

Правильный вариант: А1, Б2, В4, Г3.

Разбор задания 6

Если при выполнении задания допущена ошибка, вспомните, что прямая речь – это слова какого-либо лица, переданные от его имени. Прямая речь заключается в кавычки, после нее ставится вопросительный, восклицательный знак или запятая и тире. Если прямая речь идет после слов автора, ставится двоеточие.

 

Список литературы

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.  – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
  3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
  4. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «Doc4Web» (Источник)
  2. Интернет портал «ЯКласс» (Источник)
  3. Интернет портал «ЯКласс» (Источник)
  4. Интернет портал «Школьный помощник» (Источник)
  5. Интернет портал «Школьный помощник» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Если вы допустили ошибки при выполнении заданий на уроке, самостоятельно повторите правила, связанные с этим заданием.
  2. Укажите грамматическую основу приведенного ниже предложения: Что-то в её голосе меня встревожило.
  3. Какой знак препинания отсутствует на месте скобки в приведенном ниже предложении? «Слово – это поступок», (…) писал Лев Толстой.