Классы
Предметы

Обстоятельство

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Обстоятельство

Данный урок является продолжением темы «Распространенное предложение» и посвящен обстоятельству как второстепенному члену предложения. Ученики узнают о способах выражения обстоятельства в предложении, о роли данного второстепенного члена в предложении.

Понятие об обстоятельстве

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем? Обстоятельство служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Подчеркиваются обстоятельства пунктиром с точкой.

Способы выражения обстоятельства

Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах. Например:

Завтра я иду в музей.

Иду (когда?) завтра

Иду (куда?) в музей

Кроме того, обстоятельства могут быть выражены неопределенной формой глагола (Я зашел(зачем?) поздороваться) или устойчивыми сочетаниями слов:

Он бежал(как?) сломя голову.

Виды обстоятельств по значению

По значению выделяются обстоятельства:

1) образа действия (Они отвечают на вопросы как? каким образом?):

Мы пошли пешком.

2) времени (когда?):

Мы приехали вчера.

3) места (где? куда? откуда?):

Я побежал вперед.

4) причины (почему?):

От усталостиу меня кружится голова.

5) цели (зачем?):

Я пришла мириться.

6) меры и степени (в какой мере, степени?). Эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным и наречиям:

Он был очень внимательным.

7) условия (при каком условии?):

Без звонкатуда идти нельзя.

8) уступки (несмотря на что?):

Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.

 

Домашнее задание

Задание №1

В следующих предложениях выделите обстоятельства:

1. Над самой гостиницей и над садом веяли флаги; студенты сидели за столами под обстриженными липками; в стороне, в беседке из плюща, помещались музыканты и усердно играли.

2. Мы уместились на лавочке и принялись пить из тяжелых оловянных кружек довольно холодный сок.

3. К вечеру она непритворно зевнула и рано ушла к себе.

4. Я спал дурно и встал рано, привязал походную котомочку за спину и отправился пешком в горы.

Задание №2

Вспомните отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и вставьте недостающие обстоятельства:

дуб зелёный;

Златая цепь … том:

… кот ученый

Все ходит …:

Идет … - песнь заводит,

… - сказки говорит;

… чудеса, … леший бродит,

Русалка … сидит;

… неведомых …

Следы невиданных зверей;

Избушка … на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Задание №3

Выделите обстоятельства в следующих предложениях:

За полями и лугами тянулись большие леса, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом!

На солнышке лежала старая усадьба, окруженная глубокими канавами с водой; от стен дома до самой воды рос лопух. В чаще лопуха было глухо и дико, и вот там-то сидела на яйцах утка. (Г.-Х. Андерсен)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Русский на 5 (Источник).  

2. Интернет-портал rudiplom.ru  (Источник).  

 

Литература

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.