Классы
Предметы

Определение

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Определение

Данный урок является продолжением темы «Распространенное предложение» и посвящен определению как второстепенному члену предложения. Ученики узнают о способах выражения определения в предложении, о роли данного второстепенного члена.

Понятие об определении

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными. Они подчеркиваются волнистой линией. Например:

Отговорила роща золотая березовым, веселым языком.

Роща (какая?) золотая

Языком (каким?) березовым, веселым

Определение как второстепенный член предложения 

Рис. 1. Определение как второстепенный член предложения (Источник)

Функции определения в предложении

Определения украшают и обогащают нашу речь. Велика их роль в произведениях художественной литературы. Без определений невозможно представить себе описание природы или внешности человека. Посмотрите, сколько определений в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:

Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце, не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное, мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

Творческое задание

Задание №1

Спишите текст, выделите грамматические основы предложений, подчеркните определения волнистой линией.

Бор — дремучий, кондовый, с берлогами медвежьими, крепким грибным и смоляным духом, с седыми лохматыми мхами. Видал и железные шеломы княжьих дружин, и куколи скитников старой, настоящей веры, и рваные шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновых французишек.

И снова — синие зимние дни, шорох снеговых ломтей, ядрёный морозный треск, дятел долбит; желтые летние дни, восковые свечки в корявых зелёных руках, прозрачные медовые слёзы по заскорузлым крепким стволам, кукушки считают годы... (Е. Замятин)

Задание №2

Распространите данные предложения определениями, используя слова для справок. Подумайте, какую роль играют определения в тексте.

Стоят дни осени. На небе висят облака. В воздухе плывут нити паутины. На ели уселась стайка дроздов.  Деревья уже утратили свои уборы. Листья ковром укрывают землю. Палитра красок удивительно гармонирует с запахами осени.

Слова для справок: последние, поздней, синем, белые,  прозрачном, тонкие, высокой, черных, осенние, разноцветные, пёстрые, воздушным, холодную, яркая, пряными. (Источник)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:

1. Русский на 5 (Источник).

2. Интернет-портал rudiplom.ru (Источник).

 

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.