Классы
Предметы

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании

На занятии мы приступим к изучению синтаксиса, нового раздела науки о языке. Узнаем, что такое словосочетание, из чего оно состоит. На приведенном отрывке из сказки А.С. Пушкина потренируемся в определении словосочетаний.

Введение

На уроке мы начинаем изучать новый раздел науки о языке – синтаксис (от греч. syntaxis –«построение, порядок»). Синтаксис – это учение о словосочетании и предложении. На этом уроке мы рассмотрим подробнее словосочетания.

Словосочетание. Главное и зависимое слова

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Связь между компонентами словосочетаний называется подчинительной, поскольку эти компоненты являются неравноправными (т. е. одно слово подчиняется другому) (рис. 1):

Рис. 1. Пример подчинительной связи

В словосочетании выделяют главное и зависимое слова. От главного к зависимому слову можно поставить вопрос (рис. 2):

Рис. 2. Пример определения главного и зависимого слова

Словосочетание называет действие, предметы, признаки, как и слово, только детальнее, так как зависимое слово уточняет смысл главного (рис. 3).

Рис. 3. Пример уточнения смысла главного слова зависимым в словосочетании

Предложение может состоять из одного слова, а словосочетание нет.

Тренировочные упражнения

Из приведенного отрывка сказки А.С. Пушкина выпишите словосочетания и выделите в них главные и зависимые слова (рис. 4).

Рис. 4. Отрывок из сказки А.С. Пушкина

Выбираем словосочетания из отрывка сказки и определяем главное и зависимое слова в каждом из них (поставив вопрос от главного к зависимому слову) (рис. 5):

Рис. 5. Определение главного и зависимого слов

Заключение

Обобщим полученные знания. Словосочетание состоит из двух самостоятельных слов, одно из слов является главным, второе – зависимым. От главного к зависимому слову можно поставить вопрос. На следующем занятии мы рассмотрим предложение.

 

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет-сайт «Видеотьютор по русскому языку» (Источник)

2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

3. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Что такое словосочетание? Как называется связь между компонентами словосочетания?

2. Как определить, где главное слово в словосочетании, а где зависимое?

3. Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово:

зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.