Классы
Предметы

Безударные гласные в корнях слов

В рейтинге орфограмм, на которые учащиеся делают ошибки при написании диктантов, эта, пожалуй, займёт верхнюю строчку. На уроке вы еще раз потренируетесь в написании слов с безударными гласными в корне слова.

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Безударные гласные в корнях слов

1. Введение

Учебное наблюдение

Выделим безударные о в корнях словах хлопки, аплодисменты.

Можете объяснить, почему в этих словах мы написали букву о?

Гласную в слове хлопки проверяем, подбирая проверочное слово так, чтобы данная гласная была под ударением: хлпки  – хлпать.

В слове аплодисменты написание буквы о мы запоминаем. Это непроверяемая гласная.  Если у вас возникают трудности с написанием непроверяемой безударной гласной, обращайтесь к орфографическому словарю. Чем чаще вы пользуетесь орфографическим словарем, тем лучше вы запомните написание так называемых словарных слов.

Следует запомнить

Орфограмма «Безударная гласная в корне слова»

Рис. 1. Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» (Источник)

Лингвистическая задача

Двум ученикам было предложено вставить пропущенную букву в слове опздать  и подобрать к нему проверочное слово. Первый ученик предложил проверочное слово поздно и вставил букву о. Второй ученик утверждал, что следует вставить букву а, поскольку проверочное слово опаздывать.

опздать – пздно

опздать – опздывать

Кто же из них прав?

Чтобы правильно решить эту задачу, нужно знать правило. Запомните! Безударные гласные о – а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать/-ивать!

Таким образом, прав был первый ученик: в слове опоздать пишем букву о, потому что проверочное слово по́здно.

 

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

1) Листы бумаги следует хорошо скр_пить. Перестаньте скр_петь дверьми!

2) В деревне мы не нашли ни одного ст_рожила. Объект ст_рожила рота солдат.

3) Он посв_тил фонариком. Автор посв_тил стихи родному городу.

4) Девушка прим_ряла платье. Учительница прим_рила поссорившихся друзей.

5) Перед приготовлением блинов нужно нак_лить сковородку. Мама попросила нак_лоть орехи.

Задание №2

Распределите слова по колонкам в соответствии с буквами, которые вы вставили.

Апл_дировать, б_нзин, б_дон, в_нтиляция, в_стибюль, в_трина, вин_грет, гор_зонт, г_строном, гард_роб, д_легация, д_сциплина, к_литка, к_миссия, к_блук, к_лач, лот_рея, м_тель, об_яние, пласт_лин, пол_клиника, п_риод, провол_ка, т_бун, т_бурет, ф_нарь, ярм_рка.

а

о

е

и

 

 

 

 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Видеотьютор (Источник).

2. Сайт Солнечный (Источник).

 

Литература

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.