Классы
Предметы

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

На уроке повторяется одно из правил орфографии, изученных в начальной школе. Речь пойдет о правописании непроизносимых согласных. Вы узнаете способы проверки непроизносимых согласных, вспомните написание некоторых словарных слов. 

Тема: Повторение изученного в начальных классах

Урок: Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

В русском языке есть слова, в которых сочетаются несколько согласных, при этом один из них не произносится, например: известный, сверстник, радостный, сердце

Как проверить непроизносимый согласный?

Для проверки непроизносимого согласного в корне слова необходимо изменить это слово или подобрать однокоренное, чтобы этот согласный оказался перед гласным: вестник (вести), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости).

Что нужно запомнить?

Нельзя таким образом проверить написание следующих слов: лосниться (хотя лоск), блеснуть (хотя блеск), плеснуть (хотя плескать), лестница (хотя лесенка).

Некоторые слова, образованные от разных корней, могут совпадать по звучанию, поэтому при написании необходимо учитывать значение слова. Например: косный (отсталый, тяготеющий к старому: косные взгляды) и костный (от кость: костный мозг); шествовать (торжественно идти) и шефствовать (оказывать помощь, быть шефом).

По-разному пишутся слова, близкие по звучанию: участвовать и чувствовать; эскалатор и экскаватор.

Необходимо различать написание слов явственный и яства (изобильные, изысканные кушанья); ровесник и сверстник (восходит к слову верста, которое  обозначает меру длины, равную 1 км 66 м).

 

Домашнее задание

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова.

Гиган...ский, голлан...ский, интерес...ный, звез...ный, крепос...ной, капус...ница, лес...ница, грус...ный, ненас...ный, опас...ный, радос...ный, со…нце, реше...чатый, трос...ник, шес...надцать.

2. Перепишите, вставляя недостающие орфограммы. Мотивируйте свой выбор.

1. В гиган...ском коло...це сосновых стволов, в своей одинокой убогой сторожке лесник пообедал и хлебные     крошки смахнул на ладонь, молчалив и суров     (Забол.). 2. Жилец земли, пятидесяти лет, подобно всем, счас...ливый и несчас...ный, однажды я покинул этот свет и очутился в мес...ности безглас...ной (Забол.). 3.     Рев воды на мельнице вдруг донесся с жуткой я...ственностью (Купр.). 4. Вечером же каждому предстояло вознаградить свое терпение обильными я...ствами (Купр.).     5. Кончаются белые грибы, но мне посчас…ливилось, и я набрал целую корзину (Пришв.). 6. Белое ярос...ное со...нце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью.

3. Упражнение №45, 46, 47 (Русский язык. Практика. 5кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:

1. Правила русской орфографии и пунктуации (Источник).

    Правописание непроизносимых согласных. Теория.

2. Интернет-портал rastu.ru (Источник).

    Правописание непроизносимых согласных. Задания.

 

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.