Классы
Предметы

Буквы Ы и И после приставок на согласные

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Буквы Ы и И после приставок на согласные

На уроке изучается орфограмма «Буквы Ы и И после приставок на согласные». Учащиеся узнают, в каких случаях после приставки на согласную следует писать букву Ы, а в каких пишется буква И.

1. Основное правило

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть – разыграть – розыгрыш. Итого – подытожить. Идти – предыдущий. При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства.

Особое внимание следует обратить на глагол взимать, в котором исконно русская приставка вз-, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать, в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И – Ы.

2. Приставки-исключения

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный. Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ – ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант. Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный, контригра, но розыгрыш. Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Презентация (Источник).
  2. Дополнительные задания (Источник).

 

Домашнее задание

Задание №1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание №2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание №3

Вставьте пропущенные буквы.

1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

3. Пред_стория этого события была почти забыта.

4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», – вздыхает Жорка.

5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.