Классы
Предметы

Частица как служебная часть речи

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Частица как служебная часть речи

Урок посвящен частице как служебной части речи, ее роли в предложении, раздельному написанию некоторых частиц со словами.

Тема: Вводный курс. Морфемика. Орфография

Урок: Частица как служебная часть речи

1. Введение

Учебное наблюдение

Одна из служебных частей речи может придавать различные оттенки значения членам предложения или всему предложению в целом. Это частица. Как же «работает» частица? Сравните предложения.

На улице весенняя погода. Разве на улице весенняя погода?

Во втором предложении появилась частица разве. И что произошло? Предложение стало вопросительным. Кроме того, с помощью частицы разве выражено сомнение.

А теперь прочтите предложение, в котором частица выражает удивление.

Неужели на улице весенняя погода?

Можно с помощью частицы выразить предположение. На улице весенняя ли погода?

А есть частица, которая может изменить смысл предложения на противоположный. Это отрицательная частица не. Сравните предложения:

На улице идёт дождь. На улице не идёт дождь.

Понятие о частице.

Частица – служебная часть речи, которая придаёт различные оттенки значения членам предложения или всему предложению в целом.

Раздельное написание частиц со словами.

Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся с другими словами раздельно. Например, сделал бы, долго ли, кто же.

 

Домашнее задание

Задание №1

Спишите. На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу частицы: в 1, 2 предложении – бы; в 3,4 предложении – ли; в 5,6 предложении – же.

1) Мне хотелось ___ получить высокую оценку по русскому языку.

2) Если ___ я приложил больше усилий, результат мог быть лучше.

3) Будет ___ завтра контрольная работа?

4) Все ___ ученики присутствуют сегодня на уроке?

5) Как ___ хорошо на улице!

6) Сделай ___ задуманное побыстрее.

Задание №2

Упражнения 161, 163 (Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Видеотьютор (Источник).

2. Интернет-портал Genon.ru (Источник).

 

Литература

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.