Классы
Предметы

Глагол как часть речи

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Глагол как часть речи

В фантастических рассказах можно встретить истории о том, как всё замерло на планете после какой-то катастрофы, мир застыл без движения. Но мы не можем представить нашу жизнь без движения, без действия. Дышать, мечтать, любить, встречать, радоваться, добиваться, учиться – всё это действия, совершаемые человеком. Чтобы их назвать, в языке есть часть речи, которая называется ГЛАГОЛ. На этом уроке вы узнаете о морфологических признаках глагола, а также о написании гласной перед -л- в глаголах прошедшего времени.

Тема: Вводный курс. Морфемика. Орфография

Урок: Глагол как часть речи

Что такое глагол?

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Время глагола

Прочитайте предложение и поставьте вопросы от существительных к выделенным глаголам.

В  саду  молодые яблони. А еще  пару лет назад здесь  раскидистый дуб.  Через месяц вдоль дорожек сада  анютины глазки.

Яблони что делают? – растут, дуб что делал? – шумел, анютины глазки что сделают? – зацветут.

Чтобы узнать время глагола, нужно определить, когда происходят указанные действия относительно момента речи, то есть того момента, когда мы  об этом действии говорим.

Яблони что делают? – растут.

Данное действие происходит в момент речи, то есть сейчас, когда мы говорим об этом действии. Значит, перед нами глагол в форме настоящего времени.

Дуб что делал? – шумел.

Данное действие произошло до момента речи, то есть перед тем, как мы о нем рассказали. Шумел – глагол в форме прошедшего времени.

Анютины глазки что сделают? – зацветут.

Это действие будет происходить  после момента речи, то есть после того, как мы о нем скажем. Глагол зацветут употреблен в форме будущего времени.

Таким образом, время глагола определяется по вопросу.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

(я)  что делаю? (мы) что делаем?

(ты) что делаешь?

(вы) что делаете?

(он) что делает?

(они) что делают? 

(я, ты, он) что делал?

что сделал?

(мы, вы, они) что делали?

что сделали?

(я)  что сделаю? что буду делать? (мы) что сделаем?

что будем делать?

(ты) что сделаешь?

что будешь делать?

(вы) что сделаете?

что будете делать?

(он) что сделает?

что будет делать?

(они) что сделают?

что будут делать? 

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола. Для этой формы

не характерны изменяемые признаки: время, лицо, число, род. Вопросы неопределенной формы: что делать? (например, писать) что сделать? (например, написать)

Гласная перед -л- в глаголах прошедшего времени

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределенной форме перед -ть. Например, видеть – видел, начать – начал.

 

Домашнее задание

Задание №1.

Упражнение 83, 87 (Русский язык. Практика. 5кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.)

Задание №2.

Прочитайте отрывок из текста и заполните таблицу глаголами из этого текста.

Удивительно красив русский язык. Его плавную музыкальность особенно чувствуешь, когда читаешь прозу классиков. Они сумели соединить бездну смысла с лаконизмом слова.

(По Е.Гоголевой)

Неопределенная форма

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Планета друзей. О глаголе (Источник).

2. Портал для семейного просмотра. Дополнительные упражнения (Источник).

    

Литература

1. Русский язык. Теория. 5–9кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.