Классы
Предметы

Контрольная работа по теме «Морфология»

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Контрольная работа по теме «Морфология»

На занятии мы выполним задания на повторение правил из предыдущих уроков темы «Морфология». Разберем возможные ошибки, которые могли возникнуть при ответе на вопросы контрольной работы.

Введение

На уроке выполним контрольную работу для того, чтобы вспомнить изученное в разделе «Морфология», а также восполнить пробелы в знаниях.

Вопрос 1

Укажите, что обозначают данные части речи (рис. 1):

Рис. 1. Вопрос 1

Правильный ответ: 1Г, 2А,3Б, 4В.

Разбор вопроса 1

Вспомним: глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?. К наречию задаются вопросы от глагола, оно обозначает признак предмета, признак действия. Тесно связаны имя существительное и имя прилагательное.

Выполните еще одно подобное задание.

Вопрос 1а

Укажите, что обозначают данные части речи (рис. 2):

Рис. 2. Вопрос 1а

Правильный ответ: 1Г, 2А, 3Б, 4В.

Вопрос 2

Вспомните, на какие вопросы отвечают самостоятельные части речи. Имена существительные на вопросы кто? что? отвечают в форме и. п. Глаголы на вопросы что делать? что сделать? отвечают в неопределенной форме. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова (рис. 3):

Рис. 3. Вопрос 2

Правильный ответ: 1А, 2Г,3Б, 4В.

Разбор вопроса 2

Глагол отвечает на вопросы: что делают? что будут делать? что делал? что сделать? что сделал? что сделаю?

Имя существительное и имя прилагательное отвечают на вопросы всех шести падежей.

Местоимение также может отвечать на вопросы существительного и прилагательного, но оно не называет предметов и их признаков.

Выполните еще одно подобное задание.

Вопрос 2а

Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова (рис. 4):

Рис. 4. Вопрос 2а

Правильный ответ: 1Г, 2В,3А, 4Б.

Вопрос 3

Вспомните падежи имен существительных. Определите, в каких падежах употреблены имена существительные. Цифра относится к следующему за ней слову (рис. 5):

Рис. 5. Вопрос 3

Правильный ответ: 1Е, 2А,3В, 4Г, 5Г, 6Д.

Разбор вопроса 3

Запишите вопросы падежей на листе бумаги, чтобы легче сориентироваться. Чтобы не путать и. п. и в. п., на место сомнительного слова, падеж которого не можете определить, поставьте любое существительное 1-го склонения женского рода. В и. п. и в. п. формы слов у таких существительных совпадать не будут.

Выполните еще одно подобное задание.

Вопрос 3а

Определите, в каких падежах употреблены имена существительные. Цифра относится к следующему за ней слову (рис. 6):

Рис. 6. Вопрос 3а

Правильный ответ: 1Б, 2А,3Г, 4Д, 5Е, 6В.

Вопрос 4

Важно уметь определять падеж имени прилагательного, от этого зависит правильность написания окончания этого слова. Определите, какую букву следует писать в окончаниях прилагательных на месте пропуска. Цифра относится к следующему за ней слову (рис. 7):

 Рис. 7. Вопрос 4

Правильный ответ: 1Г, 2А, 3В, 4Б.

Разбор вопроса 4

Окончание имен прилагательных определяется по вопросу, задайте вопрос от имени существительного к прилагательному. Посмотрите на окончание в вопросе. Выполните еще одно подобное задание.

Вопрос 4а

Определите, какую букву следует писать в окончаниях прилагательных на месте пропуска. Цифра относится к следующему за ней слову (рис. 8):

Рис. 8. Вопрос 4а

Правильный ответ: 1В, 2А, 3Г, 4Б.

Вопрос 5

Вспомните, какие действия обозначают глаголы в том или ином времени, на какие вопросы отвечают глаголы. У каждого глагола можно определить спряжение. Определите морфологические признаки выделенных глаголов (рис. 9):

Рис. 9. Вопрос 5

Правильный ответ: 1В, 2Д, 3Г, 4А, 5Б, 6Е.

Разбор вопроса 5

Время глагола определить несложно. Часто допускают ошибки при различении неопределенной формы глагола и глагола в настоящем времени. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?. К глаголу в неопределенной форме нельзя поставить местоимение. Для определения спряжения вспомните алгоритм определения спряжения глаголов. Вспомните глаголы-исключения. Окончание глагола может подсказать, какого он спряжения. Выполните еще одно подобное задание.

Вопрос 5а

Определите морфологические признаки выделенных глаголов (рис. 10):

Рис. 10. Вопрос 5а

Правильный ответ: 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Г, 6Е.

Вопрос 6

Правописание местоимений. Вспомните, на что обращать внимание в вопросах постановки дефиса в местоимениях. Определите, как правильно следует раскрыть скобки (рис. 11):

Рис. 11. Вопрос 6

Правильный ответ: 1А, 2В, 3Б.

Разбор вопроса 6

Помните, предлоги с местоимениями пишутся раздельно. Вспомните все случаи постановки дефиса в местоимениях. В задании за местоимение можно было принять слово будто. Выполните еще одно подобное задание.

Вопрос 6а

Определите, как правильно следует раскрыть скобки (рис. 12):

Рис. 12. Вопрос 6а

Правильный ответ: 1В, 2Б, 3А.

Вопрос 7

Служебные части речи. Определяя предлог, союз или частицу, помните, какую роль играет каждая из служебных частей речи. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (рис. 13):

Рис. 13. Вопрос 7

Правильный ответ: 1В, 2А, 3Б.

Разбор вопроса 7

Внимательно смотрите, какое слово связывает другие два слова в словосочетании, какое слово соединяет однородные члены предложения, какое слово вносит дополнительный смысловой оттенок в значение предложения. Выполните еще одно подобное задание.

Вопрос 7а

Определите, какой частью речи являются выделенные слова (рис. 14):

Рис. 14. Вопрос 7а

Правильный ответ: 1В, 2Б, 3А.

 

Список литературы

1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.

2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях.– М.: Просвещение, 2012.  – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.

3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.

4. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)

2. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)

3. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Если вы допустили ошибки при выполнении заданий на уроке, самостоятельно повторите правила, связанные с этим заданием.

2. Выберите глаголы 1 спряжения.
Шагать, жить, ходить, плыть, строить, полоть, тянуть, носить, лететь, лаять. 

3. Вставьте подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1. Егор сидел рядом ... мной. 2. Ты всегда был строг ... мне. 3. Сердце ... мне сжалось. 4. Вникните ... всё это хорошенько. 5. Все принялись хохотать ... мною. 6. Вспомните ... мне. 7. Мелькнуло ... мною моё детство. 8. Он славился ... всём округе гостеприимством и радушием. 9. В темноте я больно ушибся... что-то.