Классы
Предметы

Род, лицо, число глагола

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Род, лицо, число глагола

На уроке рассматриваются род, лицо и число глагола. Вы увидите, как глагол с помощью изменения по родам, лицам и числам выражает значение действия.

Тема:  Глагол

Урок: Род, лицо, число глагола

1. Вступление

1. Грамматическое значение глагола

Глаголы обозначают действия, и глаголы уже своей формой умеют характеризовать того, кто это действие совершает.

2. Особенности форм прошедшего времени. Род глагола.

Глаголы в форме прошедшего времени ведут себя не как глаголы, а как прилагательные, т.е. изменяются по родам и числам. И это дает им возможность сообщить нам, кто совершает действие: он, она, оно или они. Если мы говорим: Тебе нужно сделать уроки, то определить, к кому мы обращаемся, невозможно (глагол в неопределенной форме, он нам эту информацию не выдает). Но как только мы говорим: О! Ты уже уроки сделала! – понятно, что мы обращаемся к девочке. Потому что мы употребили глагол в форме прошедшего времени женского рода с окончанием -а.

В прошедшем времени у глагола всего 4 формы: 3 в единственном числе (мужской, женский и средний род) и одна во множественном. Вот так мало!

3. Особенности форм настоящего и будущего времени в русском языке. Личные формы глагола.

Вы запомнили, что глагол в прошедшем времени изменяется по числам и в ед. ч по родам, приспосабливается к предмету таким же способом, как умеет это делать прилагательное. Но есть ещё одна важная и интересная черта глагола, и черта эта в русском языке свойственна только ему.

Глагол совсем не случайно называется глаголом. Как вы знаете, слово «глагол» переводится со старославянского как  речь, слово. «Глаголить» – значит говорить. И такое обозначение эта часть речи имеет не только в русском языке. И глагол – это часть речи, которая больше всего связана не только с действием, но и с общением. Посмотрим, в чем это проявляется. И для этого рассмотрим настоящее и будущее время глагола, то есть его личные формы. Формы, в которых глагол изменяется по лицам.

А что такое лицо? С начальной школы знаем, что это я, ты, он. Местоимение я в языке обозначает ГО-ВО-РЯ-ЩЕ-ГО! Ты – это тот, к кому я обращаюсь с речью, тот, кому я хочу что-то СООБЩИТЬ! А кто такие он, оно, она, они? А это те, О КОМ, О ЧЕМ я тебе говорю. Вот так и получается, что лицо – это как раз то, что позволяет нам общаться! И в русском языке обладает личными формами только глагол. А вот в японском языке по лицам изменяются и прилагательные.

Итак, личных форм у глагола в одном времени 6: 1-е, 2-е, 3-е лицо, умноженные на два числа: единственное и множественное. Посмотрите на схему:

           Ед. ч.                                    Мн.ч.

1 лицо. Я  леч-у                         Мы лет-им

2 лицо Ты лет-ишь                   Вы лет-ите

3 лицо Он (она, оно) лет-ит      Они лет-ят

 

Обратите внимание: в третьем лице единственного числа мы говорим он, она или оно, но на глагольной форме это никак не отражается. Личные формы совершенно равнодушны к категории рода. Девочка учится, и мальчик тоже учится. Это отличие форм настоящего и будущего времени от форм прошедшего.

Мы увидели, что формы прошедшего времени противопоставлены личным формам глагола. В прошедшем времени невозможно определить лицо, но обязательно в ед. ч. указывается род, а в настоящем и будущем времени мы не можем по форме глагола определить род, зато обязательно обозначаем лицо.

4. Орфограммы личных и родовых окончаний глаголов

В каждой из рассматриваемых нами форм будут свои орфограммы. В прошедшем времени бывают небольшие трудности с родовыми окончаниями: ребята иногда путают окончания женского рода и среднего. Например, Солнце закатилось. Окончание в слабой позиции, и здесь возможна ошибка. Чтобы ее не допустить, нужно правильно определить род глагола, а перед этим сообразить, что мы имеем дело с родовым окончанием глагола. Гораздо больше проблем с личными окончаниями. Здесь необходимо уметь спрягать глаголы, знать правила спряжения, исключения, знать, как пишутся начальные формы, и, конечно, суметь увидеть, что тут именно личные окончания. Эти орфограммы изучают в теме «Спряжение глагола».

 

Домашнее задание (Источник)

Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7. Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14. Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет труднособрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20. Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) – рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28. Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь(брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36. Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Культура письменной речи (Источник).

2. Современный русский язык (Источник).

 

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.