Классы
Предметы

Вид глагола

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Вид глагола

Формально данная тема достаточно проста. Вам просто нужно научиться правильно задавать вопросы к глаголу, и вид вы определите без проблем. Но на знании этой темы строится несколько очень важных орфографических правил!

1. Определяем вид глагола

Вид глагола определяется по вопросу.

Вопросы совершенного вида:

что сделать?

что сделал?

что сделает?

что сделаем?

и др.

Вопросы несовершенного вида:

что делать?

что делал?

что делает?

что будем делать?

и др.

Если в вопросе есть с, то вид совершенный, если приставки с нет, то и вид несовершенный.

Обратите внимание, что буква с в вопросе либо отсутствует, либо сохраняется вовсех формах глагола, то есть вид – это постоянный признак глагола, и он не меняется при изменении времени, например.

2. Суффиксы и приставки в образовании видовых форм глаголов

Обратите внимание на некоторые закономерности:

1. Непроизводные глаголы чаще всего относятся к несовершенному виду (пить, лететь, смотреть) Но: дать, бросить – сов. в.

2. Несов. в.+ приставка = сов. в.

мотать – на-мотать

махать – по-махать

смотреть – по-смотреть

Но: ходить – приходить

3. Сов. в. + ыва/ива = несов. в.:

намотать – намат-ыва-ть

помахать – помах-ива-ть

просмотреть – просматр-ива-ть

4. Несов. в. + НУ = сов. в.

кидать – ки-ну-ть

стучать – стук-ну-ть

3. Двувидовые глаголы

Рассмотрите следующие примеры:

Ранить

Солдата ранили (что сделали?) – сов. в.

Твои слова меня ранят (что делают?) – несов. в.

Велеть

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (что делают?) – несов. в.

Не прикажете ли, я велю подать коврик? (что сделаю?) – сов. в.

Обычно глаголам свойственно все же иметь один вид: либо совершенный, либо несовершенный. Но есть двувидовые глаголы. Они в зависимости от контекста могут быть и совершенного, и несовершенного вида. Таких глаголов немного, например: атаковать, организовать, телеграфировать, венчать, крестить, обещать, велеть, женить, казнить, ранить.

4. Значение категории вида

Глаголы несовершенного вида обозначают действие длящееся (пою, рисую) или повторяющееся (прыгал, кричал, толкал).

А глаголы совершенного вида обозначают действие, которое закончилось, завершилось, свершилось (спел, нарисовал, прыгнул, крикнул, толкнул), а также действие, которое началось или начнется, и его начало – это своеобразная граница, через которую действие переступает, свершается (заиграл, запел).

5. Чередование гласных в корне слова

Если от глагола совершенного вида мы образуем глагол несовершенного вида, то мы можем увидеть не совсем обычное поведение корня:

О-позд-а-ть – о-пазд-ывать

Говор-и-ть – раз-говар-ива-ть

От-толк-ну-ть – от-талк-ива-ть

Вы-про-вод-и-ть – вы-про-важ-ива-ть

Когда вы изучали правописание безударной гласной корня, то запоминали, что безударную гласную в корне нельзя проверять глаголом несовершенного вида.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School-assistant.ru (Источник).
  2. Langrus.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнение 1.

Измените вид выделенных глаголов. Как от этого изменится смысл предложения?

1. Он ложился спать, когда я поздно вечером зашёл к нему.

2. Корабль уже возвращался в порт.

3. Наступила долгая полярная ночь.

4. Мы спешно собирали свои вещи.

5. Студенты разъезжались на практику.

6. Снег таял, дороги стали непроезжими.

7. Когда мы подошли к стадиону, я вспомнил, что забыл билет дома.

Упражнение 2.

Определите вид глаголов; укажите, какое значение имеют глаголы совершенного и несовершенного вида.

1. Вы выступали вчера на собрании?

2. Вдруг загремел гром.

3. Я читал вашу статью.

4. Вы звонили мне?

5. Он перевёл за вечер пять страниц.

6. Он изучал немецкий язык самостоятельно.

7. В метро я увидел знакомого и подошел к нему.

8. Ты уже завтракал? – Да, позавтракал.

9. Ты решал задачи? – Да, я решил все задачи и отдал тетрадь преподавателю.

10. Он показал лучший результат и пришёл к финишу первым.

11. Он долго готовился к экзамену.

12. Дедушка постоянно терял свои очки и находил их где-нибудь в квартире. Однажды он потерял их на улице и не нашёл.

13. Он долго смотрел на меня и вспоминал, где мы могли встречаться. Наконец, он вспомнил, что мы вместе ехали на конференцию.