Классы
Предметы

Основные способы образования слов в русском языке

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Основные способы образования слов в русском языке

Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Основные способы образования слов в русском языке

1. Приставочный способ

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются:

1. имена существительные:

к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка;

2. имена прилагательные:

к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное предобрый;

3. местоимения:

к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- – получается новое местоимение кое-кто, которое пишется через дефис;

4. глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

К глаголу несовершенного вида читать прибавляется приставка про- – возникает глагол совершенного вида прочитать;

5. наречия:

к наречию весело прибавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

2. Суффиксальный способ

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

Чаще всего суффиксальным способом образуются:

1. имена существительные

Помощь + суффикс -ник- получается помощник

Камень + суффикс -щик- получается каменщик

Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

Учить + суффикс -тель- получается учитель

Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

Строить + суффикс -ени- получается строение

Стол + суффикс -ик- получается столик

2. имена прилагательные

Забота + суффикс -лив- получается заботливый

Весна + суффикс -н- получается весенний

Гусь + суффикс -ин-  получается гусиный

Серый +  суффикс -еньк- получается серенький

3. наречия, оканчивающиеся на О:

К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно

К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

3. Приставочно-суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

К исходному существительному снег одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, возникает новое существительное подснежник

К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный

К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся, получается новый глагол разбежаться

К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому, возникает наречие по-новому

4. Бессуффиксный способ

Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и-, получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий, получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый.

5. Сложение

Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

6. Переход одной части речи в другую

В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую.

Проанализируем два предложения:

1. В город приехало новое лицо.

2. Я люблю все новое.

В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

 

Домашнее задание (Источник)

Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

Задания  1. Из выделенного предложения выпишите:  а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Gramota.ru (Источник).

2. Социальная сеть работников образования (Источник).

 

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.