Классы
Предметы

Повторение изученного в 5 классе в разделе «Словообразование». Морфемы и их функции

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Повторение изученного в 5 классе в разделе «Словообразование». Морфемы и их функции

Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель, тело человека – из клеток. И слова сделаны из своего строительного материала. На данном уроке вы вспомните то, что вы знаете о составе слова.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Повторение изученного в 5 классе в разделе «Словообразование». Морфемы и их функции

1. Корень слова

Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова растут, как ветви на дереве.

Давайте вырастим такое словесное дерево, взяв корень от слова вода. На этом дереве выросла глагольная ветвь: обезводить – лишить воды, наводнить – наполнить слишком большим количеством; приводниться – опустить летательный аппарат на воду; обводнить – обеспечить водой степи, пастбища. Есть ветвь отглагольных существительных – обводнение, обезвоживание, наводнение, приводнение – и существительных с ласкательными суффиксами – водичка, водица. А сколько сложных слов образовано от слова вода! Вот некоторые из них: водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоем, водопой, водолаз, водолечебница, водомер, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водоотталкивающий. От того же корневого слова вода появилась и ветвь имен прилагательных: водный, подводный, безводный, водяной, водянистый.

А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в словах в русском языке? Есть слова, в которых два корня (самолет, пароход), три корня (грязеводолечебница, самолетостроение).

А есть ли в русском языке слово без корня?Таким удивительным словом является глагол ВЫНУТЬ. В нем выделяется приставка ВЫ, суффикс однократного действия НУ и ТЬ (некоторые ученые считают ТЬ окончанием начальной формы, некоторые – формообразующим суффиксом).

2. Окончание слова

Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Давайте проведем лингвистический эксперимент и определим, какую функцию оно выполняет. Прочитаем предложение Раннее утро, и дети идут в школу, опустив окончания в словах. Оно теперь звучит так: Ранн утр, и дет ид в школ. Как мы видим, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Давайте в следующем предложении выделим окончания во всех словах и ответим на вопрос, какие слова отличается от других по своему строению: Долго возился с чьИМИ-то пятьЮдесятьЮ детьМИ. Оказывается, окончание не всегда стоит в конце слова, а может находиться и в середине, что мы видим во всех словах этого предложения, кроме слова детьми.

В русском языке есть слова, в которых нет окончаний, даже нулевых. Это наречие – часть речи, похожая на любопытную бабушку, которой все интересно: куда пошел? Когда придешь? Откуда будешь возвращаться? Как долго будешь отсутствовать? Слово долго отвечает на вопрос как? Это наречие. Поэтому в нем нет окончания.

В слове может быть и нулевое окончание, то есть не выраженное звуками. Как, например, в глаголе прошедшего времени, мужского рода возился.

3. Суффиксы

Прочитайте стихотворение и сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы. При этом обратите внимание на следующие слова: Слава, забор, скамейка, Боря, тетрадь, карандаш, лоб, шея.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Как вы смогли заметить, суффиксы имен существительных в этом стихотворении похожи на волшебный гриб из знаменитой сказки про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться. Они служат для образования новых слов.

Суффикс -ИЩ- увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс -ИК-, наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.

Образуем при помощи суффиксов новые слова. Для этого вспомним, как называются жители следующих российских городов. Есть город Петербург. И в нем живут петербуржец, петербурженка, петербуржцы. Есть город Архангельск, и в нем живут аргангелогородец, архангелогородка, архангело городцы. Есть город Тверь и в нем живут тверичанин, тверичанка, тверичане. И наконец, есть город Бологое, и в нем живут бологовец, бологовка, бологовцы.

Говоря о суффиксах, давайте упомянем об интересных фактах, связанных с этой морфемой. В русском языке есть уникальные слова, в которых подряд  идут три суффикса: вод ян ист ость, препода ва тель ниц а. А есть слово, в котором подряд идут сразу четыре суффикса. Это слово род ств енн ич к и.

Есть в русском языке и формообразующие суффиксы. О них вы узнаете позже.

4. Приставки

Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов.При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.

В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова:

с-по-за ранку, пере-рас-пре-делить.

 

Домашнее задание

Задание №1 (Источник)

Разберите слова по составу, выделите приставки (для этого замените их другими или отбросьте совсем и посмотрите, как изменится слово).

Образец: преподавать – пре-по-да-ва-ть;

Подавать, давать, передавать, отдавать, предаваться, задавать, создавать и др.

Беспросветная, возобновить, беспристрастный, бесперебойный, преувеличивать,

Безотрадный, расположить, перераспределить, несоразмерный, превозносить, несовместимость, предначертать, непредусмотрительный, превосходить.

Задание №2 (Источник)

Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний.

Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Terver.ru (Источник).

2. Культура письменной речи (Источник).

 

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.