Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Наречие как часть речи. Разряды наречий

Часто в речи мы употребляем слова красиво, сегодня, давно, долго, здесь, туда, очень, чуть-чуть и др. Все перечисленные слова являются наречиями. На уроке вы получите сведения о наречии как самостоятельной части речи: определение, основные свойства, классификация, способы образования.

Понятие о наречии как самостоятельной части речи

Наречие как самостоятельная часть речи было выделено ещё в античной грамматике. С древнегреческого языка термин дословно можно перевести как «приглаголие», то есть слово, непосредственно относящееся к глаголу. Позже, в XVIII веке, отмечалось, что наречия могут распространяться не только на глаголы, но и на другие части речи. В XIX веке появились различные трактовки наречия. В наши дни по-прежнему существуют разные взгляды на наречие. Рассмотрим одно из наиболее распространенных его определений.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

- признак действия, выраженного глаголом (идти быстро);

- признак другого признака, выраженного прилагательным или наречием (очень смешной, весьма интересно);

- признак предмета, выраженного существительным (котлета по-киевски).

Наречия обычно отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени?

Наречия не изменяются.

В предложении наречия чаще всего являются обстоятельствами, реже – определениями.

Классификация наречий

Разряды наречий по функции

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков:

справа

налево

сгоряча

назло

вчера

Местоименные наречия указывают на признаки, не называя их:

где

куда

почему

затем

тогда

Местоименные наречия могут быть подразделены на следующие классы:

1. личные: по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему;

2. возвратное: по-своему;

3. указательные: здесь, там, тут, сюда, туда, отсюда, оттуда, тогда, затем, так и др.;

4. определительные: по-всякому, всячески, всюду, повсюду, отовсюду, везде, всегда и др.;

5. вопросительные (вопросительно-относительные): где, куда, откуда, когда, зачем, отчего, почему, как, сколько;

6. неопределённые: кое-где, куда-то, откуда-нибудь, зачем-либо, почему-то, как-нибудь и др.;

7. отрицательные с подразрядами:

а) негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, а также

б) нигде, никуда, ниоткуда, никогда, никак, нисколько.

Разряды наречий по значению (см. схему)

Схема 1. Разряды наречий по значению

Категория состояния

Некоторые лингвисты (последователи известных учёных Л.В. Щербы и В.В. Виноградова) отделяют от наречий так называемую категорию состояния. Например: грустно, холодно, больно, навеселе и т. д.

Данная категория формируется на основании того, что слова такого типа занимают несвойственную наречиям синтаксическую позицию (сказуемое) и называют не признак, а состояние субъекта. Например: Мне грустно. Ему жарко.

Основные способы образования наречий

1. Приставочный (от наречий): долго → недолго, как → кое-как.

2. Суффиксальный: от

– существительных: зима → зимой,

– прилагательных: хороший → хорошо,

– числительных: три → трижды,

– наречий: хорошо → хорошенько, как → как-нибудь.

3. Приставочно-суффиксальный: от

– прилагательных: новый → по-новому,

– существительных: верх → вверху,

– числительных: двое → вдвоём,

– глаголов: догонять→ вдогонку,

– наречий: долго→ подолгу.

Сложение с суффиксацией: мимо + ходить → мимоходом.

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).
  2. Наречие как часть речи (Источник).
  3. Наречие как часть речи (Источник).
  4. Части речи в русском языке (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнения № 199, 202, 205. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.

Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

Слова для справок:неожиданно, певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.

Прочитай получившийся текст еще раз. Какой вариант (исходный или восстановленный) более живописный, яркий, образный? Подчеркни в наречиях «сложные» для правописания места.