Классы
Предметы

Степени сравнения наречий

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Степени сравнения наречий

На данном уроке рассматриваются правила образования степеней сравнения наречий; разбираются примеры употребления наречий в формах сравнительной и превосходной степеней; проводится их сопоставление с соответствующими формами прилагательных.

Вступление

Наречия чаще всего обозначают признак действия. С помощью степеней сравнения мы можем охарактеризовать меру проявления признака, выраженного наречием.

Степени сравнения имеют наречия, оканчивающиеся на -о (-е), образованные от качественных имён прилагательных.

Например: идти быстро – идти быстрее – идти быстрее всех. 

Схема 1

Сравнительная степень

Сравнительная степень обозначает бόльшую или ме́ньшую степень проявления признака.

Сравнительная степень имеет две формы – простую и составную.

Простая сравнительная степень образуется от основы наречия без -о(-ко, -око) с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же.

Например: тепло – теплее (-ей),

                   громко – громче,

                   рано – раньше,

                   глубоко – глубже.

Наречия хорошо, плохо, мало образуют простую форму сравнительной степени нестандартно: хорошо – лучше,  плохо – хуже, мало – меньше.

В разговорной речи используются наречия, образованные от простой формы сравнительной степени при помощи приставки по-. Такие наречия обозначают небольшую меру проявления признака. Например: дешевле → подешевле

                                   лучше → получше

                                   светлее → посветлее

Отличие простой сравнительной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Простая форма сравнительной степени наречий совпадает с соответствующей формой имени прилагательного. Сравните:

             прилагательное: веселый – веселее;

             наречие: весело – веселее.

Отличить простую сравнительную степень прилагательного от наречия в этой же форме можно по нескольким характерным чертам этих двух частей речи: 

Наречие в форме простой сравнительной степени

Имя прилагательное в форме простой сравнительной степени

1. обозначает признак действия

1. обозначает признак предмета

2. отвечает на вопросы как? каким образом?

2. отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. в предложении выступает в роли обстоятельства

3. в предложении выступает в роли сказуемого

                                                        глагол                  наречие

Например: Летние каникулы мы проводим (как?)веселее,чем зимние.

                                       сущ.                                                           прилаг.

                    В детстве мой брат брат был (какой?)веселее, чем сестра.

Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к словам более (менее) наречия в начальной форме. Например: тепло – более тепло, громко – менее громко.

Составная сравнительная степень наречий часто употребляется в сравнительных оборотах со словом чем и является обстоятельством. Например: Аня выполняет домашние задания более старательно, чем Оля.

Превосходная степень сравнения обозначает наибольшую или наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных, наречия не имеют простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь в устаревших выражениях: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1.      Прибавление к словам наиболее или наименее наречия в начальной форме.

Например: высоко – наиболее высоко, серьёзно – наименее серьёзно.

2.      Сочетание простой сравнительной степени наречия со словами всего или всех. Например: высоко – выше всех; серьёзно – серьёзнее всего.

Отличие составной превосходной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Составная превосходная степень наречий со словами всех/всего совпадает с соответствующей формой прилагательных. Отличить их можно по тем же признакам, по которым разделяются формы простой сравнительной степени (см. таблицу).

Например:                        глагол            наречие

                       Мой друг рисует (как?) красивее всех.

                            сущ.                                                  прилаг.

                       Сестра моего друга была (какая?) красивее всех!

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).
  2. Наречие как часть речи (Источник).
  3. Наречие как часть речи (Источник).
  4. Части речи в русском языке (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнения № 212, 214. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Выпишите сначала пословицы и поговорки со сравнительной степенью прилагательных, а затем – со сравнительной степенью наречий. Подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения.

1.Лучше матери друга не сыщешь. 2. Лучше много знать, чем много иметь. 3. И лес шумит дружней, когда деревьев много. 4. Легче друга потерять, чем найти. 5. Больше слушай, меньше говори. 6. Выше себя не вырастешь. 7. После работы еда вкуснее. 8. Меньше жмурься – больше увидишь. 9. Меньше конь – меньше воз.

Задание № 2. От данных наречий образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Близко, скоро, низко, отчетливо, далеко, хорошо, красиво, чисто, широко, редко, туго.

Задание № 3. Исправьте ошибки нерадивых учеников.

1. Больше за все я люблю лето. 2. Наш спортсмен пробежал быстрее за всех. 3. Ростовский кремль был построен более раньше, чем Московский. 4. Музыка играла громчее. 5. Экскурсовод рассказывал об истории Московского Кремля более интереснее, чем это написано в книге.