Классы
Предметы

Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова
Мы живем в век нанотехнологий, и никого сегодня не удивит, что машина (компьютер) может распознавать человеческий голос или синтезировать (т.е. создавать) его.  А ведь это было бы невозможно без раздела лингвистики, изучающего звуки. Речь идет о фонетике. Велико теоретическое значение фонетики. Во-первых, звуки – это способ существования языка. Во-вторых, без прочного фонетического фундамента немыслима история языка, этимологические и грамматические исследования. В-третьих, важна роль фонетики и в определении родства языков. Фонетика имеет большое практическое значение: на ней основывается правильная методика обучения письму и чтению, постановка произношения при изучении неродного языка. На уроке вы повторите основные понятия, которыми оперирует фонетика, вспомните план фонетического разбора слова.

Тема: Повторение изученного в 5-6 классах

Урок: Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова.

1. Введение. Фонетика

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. В ведении фонетики находятся вопросы, связанные с образованием, сочетанием и чередованием звуков; делением слова на слоги, ударением, интонацией.

2. Звуки и буквы

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевой цепи.

Буква является графическим обозначением звука на письме.

 Буквы

 Рис. 1. Буквы (Источник)

Помните: недопустимо смешивать термины «звук» и «буква».

Звуки делятся на гласные и согласные.

3. Гласные звуки

При образовании гласных участвует только голос. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Гласные могут стоять в ударной или безударной позиции.

4. Согласные звуки

Все согласные звуки различаются по участию голоса и шума в процессе образования звука.

Сонорные [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j] 

Шумные, которые в свою очередь делятся на звонкие и глухие

При образовании звонких согласных ([б], [б'], [д], [д'], [г], [г'] и др.) наряду с шумом участвует и голос. 

При образовании глухих ([п], [п'], [т], [т'], [к], [к'] и др.) - только шум. 

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка. 

При образовании мягких согласных ([л'], [р'], [п'], [д'] и др.) тело языка сдвигается вперед, при образовании твердых – назад.

Принято выделять 12 пар противопоставленных по глухости/звонкости согласных.

[б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [в], [в'], [з], [з'], [ж], [ж’] 

[п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [ш’]. 

К звонким непарным относят все сонорные: [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j].  

К глухим непарным – звуки [х], [x'], [ц], [ч]. 

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости/мягкости звуков.

[б] - [б'], [д] - [д'], [г] - [г'], [в] - [в'], [з] - [з'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [с] - [с'], [х] - [x'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [р] - [р']. 

К твердым непарным относят согласные [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – [ж’], [ш’], [ч], [j]. 


Буквы Е, Ё, Ю, Я.

В положении начало слова, после гласной или после разделительных Ъ и Ь обозначают двойной звук: [йэ], [йо], [йу], [йя]. 

В положении после твердого согласного обозначают один звук: [э], [о], [у], [я].

Например:

 Яблоко                                                                               Мяч

[йа]                                                                                    [а]

ЯблокоМяч

 Рис. 2. Яблоко,  Рис. 3. Мяч (Источник)


5. План фонетического разбора слова

1. Делим слово на слоги, ставим ударение.

2. Записываем фонетическую транскрипцию и даем характеристику каждому звуку.

3. Для гласных звуков указываем, в ударной или безударной позиции они стоят.

4. Для согласных звуков отмечаем, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

5. В конце указываем количество звуков и букв.

Например:

Пя-тёр-ка, ударение на о

п – [п’] – соглас., глух., мягк.

я – [и] – глас., безуд.

т – [т’] – соглас., глух., мягк.

ё – [о] – глас., удар.

р – [р] – соглас., звонк., тверд.

к – [к] – соглас., глух., тверд.

а – [а] – глас., безудар.

букв, 7 звуков

6. Орфография

Орфография (от греческого orthos «правильный» и grapho «пишу») – это совокупность правил, которые регулируют единообразное написание слов.

5 разделов:

1) передача буквами на письме звукового состава слова;

2) употребление на письме заглавных и строчных букв;

3) слитные, раздельные и дефисные написания слов;

4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения слов на письме.

Орфограмма - написание слова, которое регулируется орфографическим правилом или устанавливается в словном порядке.

 

Домашнее задание

Упражнение № 14   Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс».         Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

Задание №1. Дайте транскрипцию следующих слов. Укажите количество звуков и букв в этих словах.   Стол, дверь, пяльцы, июнь, мол, моль, льёт, пыл, пыль, крик, крыт, ель, эль, вить, выть, степь, тёмный, плюш, плющ, шёлк, щёлк, туш, тушь, шок, щёк, вял, цинга, ширь, жир.

Задание №2. Разделите следующие слова на четыре группы:

1) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после согласных; 

2) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после гласных; 

3) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в начале слова; 

4) гласные буквы е, ё, ю, я находятся после разделительных ъ и ь.

Дайте транскрипцию этих слов. Укажите количество звуков и букв в этих словах.

Ел, пел, сел, съел, ешь, уеду, ёлку, шлю, пять, внять, съёмный, скрипя, ничья, яму, юла, слюда, знают, вьюн, ясли, сиять, ясный, жую, ружьё, вьюжит, люди, жуёт, изъять.

Задание №3. Разделите слова на слоги. Расставьте в них ударения. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

Акрополь, алкоголь, алфавит, аналог, апостроф, асимметрия, библиотека, большие средства, булава, верба, вдовство, вероисповедание, вьюга, гусеница, газопровод, гектар, гумно, догмат, доллар, добыча угля, договор, документ, досуг, доцент, дремота, еретик, жалюзи, завидно, землянин, иначе, инсульт, инструмент, каталог, каучук, квартал, коклюш, корысть, крапива, красавец, кремень, магазин, мастерски, металлургия, молодежь, намерение, наркомания, некролог, обеспечение, общо, острога, отзыв депутата, похороны, вернуться с похорон, готовиться к похоронам, пурпур, паралич, партер, псевдоним, рефери, ракушка,свекла, бедные сироты, слабина, славянин, слепень, снадобье, созыв съезда, депутаты первого созыва, сопло, сосредоточение, статуя, столяр, туфля, таможня, танцовщик, танцовщица, факсимиле, флюорография, ходатайство, центнер, цемент, цыган, чистильщик, шершень, шестерня, шофер, щебень, щавель, щегольство, эксперт, эпилепсия.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Русские словари и справочники онлайн (Источник). 

Орфоэпический словарь. 

2. Русский язык (Источник). 

Дидактические материалы. Раздел «Фонетика» 

3. Издательство "Лицей" (Источник).  

Русский язык. Упражнения. Фонетика. 

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа,  2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012 (Источник). 

4. Львова С.И., Львов В.В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.