Классы
Предметы

Лексика и фразеология (часть 1)

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Лексика и фразеология (часть 1)

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать ее. Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».На уроке вы повторите основные понятия о языке, которые изучает раздел языкознания «Лексикология: полисемия, омонимы, синонимы, антонимы.

Тема: Повторение изученного в 5-6 классах

Урок: Лексика и фразеология (часть 1)

1. Введение

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел языкознания, который изучает слово, как единицу  словарного состава языка и лексическую систему языка.

2. Лексическое значение

Однозначные слова - одно лексическое значение. Термины, слова с предметным значением, как правила, однозначные.  Например: автобус, карандаш, компьютер.                               

Многозначные слова - несколько лексических значений.

Большинство слов в русском языке многозначные. Явление многозначности называется «полисемия».

Пример многозначного слова: глагол БРОСИТЬ (8 значений)

Выпустив из руки заставить или дать полететь, упасть. (Бросить мяч).

То же, что выбросить. (Бросить очистки в ведро).

Быстро переместить, направить, послать куда-либо. (Бросить отряд в бой).

Прекратить делать что-либо. (Бросить курить).

Уйдя, оставить, покинуть. (Бросить семью, друзей).

Охватить чем-либо. (Бросило в жар).

Говорить, высказывать что-либо резко и неожиданно. (Бросить обвинение).

Расточать, проматывать (деньги, разг.) (Бросать деньги на ветер).

 Прямое и переносное значение слова.

Дом Дом

Рис. 1. Дом  (прям. зн.) – строение, здание (жилой дом), Рис. 2. Дом (перенос. зн.) – династия, (дом Романовых) (Источник)

3. Омонимы

Омонимы – слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Например:

Лук                 Лук

 Рис. 3. Лук – овощ (Источник), Рис. 4. Лук – орудие стрельбы (Источник)

4. Синонимы

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но различающиеся по написанию и произношению.

Синонимы образуют синонимический ряд, в котором слова отличаются стилистической окраской или компонентами значения. Например:  обыкновенный – обычный – заурядный – ординарный; спать – почивать – дрыхнуть.

5. Антонимы

Антонимы – это слова одной части речи, имеющие соотносительно друг с другом противоположные значения. Например: весело – грустно; большой – маленький.

Не все слова имеют антонимы. Антонимия характерна для качественных прилагательных и наречий. Антонимы могут быть однокоренными (веселый – невеселый) или разнокоренными (веселый – грустный).

6. Подведение итогов

Домашнее задание

Упражнение № 13 ( Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. - М.: Просвещение,  2012).

Задание. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

1) Лететь на самолете – лететь со стула. 2) Мудрый старец – мудрое решение. 3) Мутная вода – мутное сознание. 4) Кирпичный заводзавод у часов. 5) Халат из байки – слушать байки. 6) Нести чемодан – нести наказание. 7) Болтать ногами – болтать языком. 8) Внешний вид – глагольный вид. 9) Топить печь – топить корабль. 10) Глава правительства – глава книги. 11) Выбивать дробь – десятичная дробь.

Задание. Найдите и выпишите антонимы или синонимы в следующих предложениях.

1) Да здравствует солнце, да скроется тьма.

2) Прошу тебя, умоляю, позволь мне уехать. 3) Все было интересно, все важное необходимо, даже неинтересное было интересным, потому что требовало активного к себе отношения. 4) Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (А.Твардовский) 5) Скорбеть надо, а не радоваться. (А.Чехов)

6) Я каждый раз видел, как эта дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню, гуляла по саду. 7) И сразу взамен невезенья в любви проявилось насмешливое к нему благоволение удачи. 8) Горе старит, а радость молодит.

9) В сущности, для меня вы теперь самый близкий, самый родной человек. 10) На чужбине и калач не в радость, а на родине и чужой хлеб в сладость. 11) Светлые и темные воспоминания одинаково его терзали. 12) На своей стороне мило, на чужой постыло.

13) На кого ты покинул свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?.. 14) Бызин хмурился и прятал глаза, а Семен Митрофанович улыбался. 15) И там кончился один мир и начался другой.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Словарь Ожегова. С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» (Источник). 

2. Словарь синонимов. «Словарь синонимов русского языка» (Источник). 

3. Справочно-информационный портал. Словарь антонимов русского языка: около 3200 антонимических пар. Автор М. Р. Львов. (Источник). 

4. Словари. «Словарь омонимов» (Источник). 

5. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Лексика»  (Источник). 

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа,  2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012 (Источник). 

4. Львова С.И., Львов В.В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.