Классы
Предметы

Стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический)

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический)
Жизнь человека разнообразна и многофункциональна. Он учится, работает, общается с людьми, читает книги и газеты, ходит в кино и театры, пишет письма. В повседневной жизни человек сталкивается со многими текстами. Очень важно определять и понимать функциональную принадлежность конкретного текста. Этим занимается раздел языкознания «стилистика». На уроке вы повторите особенности, закономерности, правила употребления научного, официально-делового и публицистического стилей.  

Введение

Стиль – совокупность языковых средств, которые используются в определенной сфере общения с определенными целями.

Понятие о стилях

Стили литературного языка:

- Научный

- Официально-деловой

- Публицистический

- Разговорный

- Художественный

План характеристики стиля речи:

1. Характерные жанры.

2. Особенности лексики.

3. Особенности синтаксиса.

4. Основная тематика текстов.

5. Особенности автора текста.

6. Особенности адресата текста.

7. Основные функции стиля

Научный стиль

1. Жанры: научная статья, монография, тезисы, диссертация, доклад, лекция, научное сообщение.

Пример текста научного стиля:

Способность различать сложные зрительные раздражители основана на взаимодействии между нейронами на последовательных этапах зрительных путей. У кошки, в отличие от лягушки, нейроны относительно слабо дифференцированы на уровне сетчатки, но значительно дифференцированы в коре.

2. Особенности лексики – использование терминов.

3. Особенности синтаксиса – обилие сложных предложений, усложнение простого предложения причастными и деепричастными оборотами, однородным перечислением.

4. Основная тема – универсальные закономерности в строении общества, природы, мышления.

5. Автор – специалист.

6. Адресат – специалист.

7. Функция познавательная.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль

1. Жанры: документы, договоры, государственные акты, приказы, постановления, служебная переписка, инструкции.

Пример текста официально-делового стиля:

Закон об охране и использовании животного мира

Зоологические коллекции, представляющие  научную, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную или эстетическую ценность, подлежат государственному учету. Предприятия, учреждения, организации и граждане, являющиеся владельцем таких коллекций, обязаны соблюдать правила хранения, учета и использования коллекций объектов живого мира.

Коллекция бабочек

Рис. 1. Коллекция бабочек (Источник)

2. Лексика:

1) специальная терминология (неустойка, накладная);

2) общеупотребительная лексика (дети, дача)

Основные требования к лексике:

- Точность (прямое значение слов)

- Клишированность (лексические формулы). Например: произвести ремонт, оказать содействие.

3. Синтаксис – простые предложения со сказуемыми, выражающими должествование (постановляю, приказываю).

4. Адресат – государство и его граждане в конкретный период времени. Обязательно указана дата. Например: «Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 года».

5. Тематика – отношение между людьми, учреждениями и государствами, регулируемые правом.

6. Автор – адресат:

- Государство – государство

- Предприятие – предприятие

- Государство – гражданин

- Гражданин – гражданин

7. Функция   предписующе – императивная.

Публицистический стиль

Публицистический стиль

1. Жанры: статья, хроника, интервью, репортаж, фельетон.

Газета

Рис.2. Газета (Источник)

2. Особенности лексики:

- Терминология (например, экономическая: инфляция, инвестиции).

- Метафоры (чаще всего со значением боя, спорта, игры): Бой на политическом ринге закончился нулевым счетом.

- Обращение к общеизвестным фразам из фольклорных, религиозных, художественных текстов (прямое и непрямое цитирование).

Пример: Чепчики полетят в воздух не только на Васильевском спуске. (из комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!»)

- Использование фразеологизмов и разговорной лексики ( взмокший от ненависти съезд, как мы всех обвели вокруг пальца).

3. Синтаксис – вопросительные предложения, риторические вопросы, неполные и односоставные предложения.

Например: Что на стороне президента? Силовые структуры? Но армия расколота. Народная поддержка? Но это путь на баррикады.

4. Тематика разнообразна: актуальные вопросы политики, экономики, культуры, спорта. Реклама. Информация о событиях.  Обратите внимание: информация должна нести общественную значимость.

5. Автор – конкретное лицо.

6. Адресат – массовый читатель или слушатель.

7. Функции: воздействующая, информационная, просветительская.

Заключение

Домашнее задание

1. Прочитайте текст. Какая сказка переделана? В каком стиле? Назовите лексические и синтаксические  особенности данного  стиля.

КОРНЕПЛОД РЕПА

Мужчиной преклонного возраста в наличии отсутствия продуктов питания было организовано товарищество с ограниченной ответственностью, далее именуемое ТОО, по выращиванию корнеплода, в быту именуемого репой. В ТОО вошли: гражданка, состоящая с мужчиной в браке; их потомок женского пола во 2-м поколении, условно именуемая Внучкой; четвероногое млекопитающее семейства волчьих, именуемое Жучкой; млекопитающее семейства кошачьих, именуемое Машкой, а также лицо без определенного места жительства, временно проживающее в подвале, называемое Мышью. 

Попытки старейшего члена ТОО по извлечению корнеплода из земли не увенчались успехом, после чего в дело была привлечена его жена, попытка работы которой в ТОО также была неудачна. Оказавшись в безвыходной ситуации, лица, состоящие в браке, призвали к ответственности лицо, име-нуемое Внучкой, и принудили ее как члена ТОО к выполнению профессиональных обязанностей. Четвертым лицом, подключившимся к работе, явилась Жучка, но работа данного члена ТОО также не возымела должного действия. Пятый член, приступивший к работе, не сумел полностью выполнить возложенные на него обязанности как члена ТОО. 

Оказавшись в безвыходной ситуации, члены ТОО организовали дискуссию. Все лица, входящие в товарищество, приняли в ней активное участие, в результате чего было постановлено: подключить к работе члена ТОО без определенного места жительства (бомж), временно проживающего в подвале. 

В результате совместного сотрудничества всех членов ТОО корнеплод репа был извлечен из места своего пребывания. Успешно завершив деятельность в ТОО по извлечению корнеплода, все члены данной организации были приглашены на банкет, где продукт их деятельности был использован по назначению.

 

2. Прочитайте текст. Какая сказка переделана? В каком стиле? Назовите лексические и синтаксические особенности данного  стиля.

КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА

В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Придя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска. 

Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе. 

3. В каком стиле речи написана данная лингвистическая сказка? Обоснуйте свою точку зрения.  Передайте содержание сказки в научном стиле речи.

ЧАСТИ РЕЧИ

Живут в городе Частереченске многочисленные жители: существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, частица, междометие. Всего 10 частей речи. 

В труде живут, в заботах. Много и добросовестно работают, укрепляя и обогащая родной язык. Дружно живут, помогают друг другу чем могут. Трудятся, например, прилагательное «широкий» и существительное «поле», чтобы поставить словосочетание «широкое поле» в предложный падеж, – ничего не получается! Кликнут на выручку предлог «в» – сразу все на своем месте, и словосочетание готово: «в широком поле». 

А вот по характеру части речи сильно различаются. Одни (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, глагол) очень самостоятельны. Они имеют собственные лексические значения, в предложении являются его членами. К ним и вопрос задать можно, они всегда на него ответят. 

А другие (предлог, союз, частица) без самостоятельных частей речи – никуда! Лексического значения у них нет, в предложении они не играют никакой роли, т.к. не являются членами предложения, на вопросы не отвечают – боятся! 

И получается, что они в роли прислуги у самостоятельных членов предложения. Предлог служит для связи слов в словосочетании, союз может связывать однородные члены предложения и даже простые предложения объединять в сложные. А для того чтобы лучше передать какие-то оттенки чувств: согласие или сомнение, уверенность или мечтательность, -  служат различные частицы. 

И, наконец, особняком стоит еще одна часть речи – междометие. Но оно – существо загадочное, малопонятное, разговор о нем еще впереди. 

Вот так и живут части речи. А хотите узнать о них больше – пожалуйте в гости в страну Морфологию, в город Частереченск. Там гостям всегда рады.

(Л.Новикова)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет-портал fanclaw.ru (Источник). 

    Стили речи (конспект учебника) 

2. Культура письменной речи (Источник). 

    Культура письменной речи. Готовимся к ЕГ. 

3. Русский язык (Источник). 

    Дидактические материалы. Раздел «Развитие речи» 

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа,  2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012 (Источник). 

4. Львова С.И., Львов В.В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.