Классы
Предметы

Переходные и непереходные глаголы

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Переходные и непереходные глаголы

На уроке мы познакомимся с переходными и непереходными глаголами. Рассмотрим понятие переходного и непереходного глагола, а также случаи, при которых глагол может быть переходным.

Понятие переходного и непереходного глаголов

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого или что (вопросы в. п. без предлога) (рис. 1).

Рис. 1. Вопросы, задаваемые от переходных глаголов

У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет. От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов в. п. без предлога (рис. 2).

Рис. 2. Вопросы, задаваемые от непереходных глаголов

Важно верно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом. Переходный глагол имеет рядом существительное, местоимение без предлога, которые являются объектом действия, называемого глаголами (рис. 3).

Рис. 3. Существительное – объект действия

Глаголы являются непереходными, если существительное не является объектом действия, которое называется глаголами (рис. 4).

Рис. 4. Существительное – не объект действия

Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением (рис. 5).

Рис. 5. Связь переходности/непереходности глагола и его лексического значения

Предложения с переходными глаголами могут быть утвердительными и отрицательными. При отрицании в. п. существительного может заменяться р.п. (родительным падежом), но глагол не теряет своей переходности (рис. 6).

Рис. 6. Замена винительного падежа родительным в отрицании

Форма р. п. при переходных глаголах употребляется для того, чтобы мы поняли, что говорится только о части предмета, а не о предмете в целом (рис. 7).

Рис. 7. Употребление родительного падежа в отрицании

Если речь идет о предмете, который не делится на части, употребляется в. п. (рис. 8).

Рис. 8. Употребление винительного падежа в отрицании

Если речь идет о предмете, который делится на части, можно употребить форму р. п.

Случаи, при которых глагол может быть переходным

1. Если при нем есть или может быть прямое дополнение, т. е. дополнение, выраженное существительным или местоимением в в. п. без предлога.

2. Если при глаголе есть отрицательные частицы не и дополнение в р. п. без предлога.

3. Если при глаголе есть дополнение в форме р. п. части.

 

Список литературы

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 7 класс. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

2. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. – 13-е изд. – М.: 2009. – 318 с.

3. Русский язык. Практика. 7 класс / Под ред. Пименовой С.Н. – 19-е изд. – М.: 2012. – 254 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)

2. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)

3. Интернет-сайт rusgram.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Что такое переходный глагол?

2. Для чего употребляется форма р. п. при переходных глаголах?

3. Перечислите случаи, при которых глагол может быть переходным.

4. Выберите переходные глаголы.

Сидеть, командовать, почистить, удерживать, вспомнить, сделать, лежать, прийти, определить.