Классы
Предметы

Понятие глагола. Начальная форма глагола. Повторение

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Понятие глагола. Начальная форма глагола. Повторение

На этом уроке вы вспомните, что такое глагол, узнаете особенности неопределённой формы глагола, её синтаксическую роль в предложении, закрепите полученные знания.

Определение глагола

Вы уже имеете представление о том, что такое глагол. Глагол – это, прежде всего, действие, динамика. А действие длится во времени, оно имеет начало и конец. И те слова, которыми мы эти действия выражаем, должны иметь некоторые свойства, позволяющие выполнять свои функции.

Глаголэто самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?что сделать?

Значение действия глагол выражает через категории вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении – и в форме рода.

В предложении глагол чаще всего является сказуемым, но так происходит не всегда. Об этом вы узнаете немножко позже.

Категория глагола существует во всех языках, но в каждом языке глагол ведёт себя и изменяется по-разному и изменяется. Например, есть языки, в которых нет категории времени. Но надо сказать, что и русский глагол ведёт себя достаточно интересно. Например, если мы попробуем употребить глагол в прошедшем времени, не употребляя рода (не показывая, к какому роду этот глагол относится), то это будет сложно. Только во множественном числе, в единственном не получится. Например, если вы скажете ходил, то сразу понятно, что он ходил. Вариантов в прошедшем времени не показать, к какому роду относится глагол, у вас не будет. Если вы возьмёте глагол в настоящем времени, будет другая картина.

 

Глагол в прошедшем времени

он ходил (рис. 1) (м. р.)

она ходила (ж. р.)

оно ходило (ср. р.)

Глагол в настоящем времени

ты ходишь (2 л.)

ходит (3 л.)

Идущий мальчик

Рис. 1. Идущий мальчик (Источник)

В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю яя делаю, если тыты делаешь.

Глагол в других языках

Категория глагола есть во всех языках, но не во всех языках глаголы ведут себя одинаково. Например, в русском глаголе всё очевидно – есть время (настоящее, будущее, прошедшее). А вот в арабском языке времени нет, т. е. мы по форме глагола время определить не сможем. Для этого нужно использовать слова другой части речи, например сегодня, сейчас и т. д. Более подробная информация находится по ссылке в дополнительных материалах.

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения. Эта форма называется неопределенной формой глагола, она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе. По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).

Неопределённая форма глагола (инфинитив) – это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).

Например:

перейти дорогу (рис. 2) – переходный глагол, он управляет существительным в винительном падеже, без предлога. Мы определили это по неопределённой форме.

Дети переходят дорогу

Рис. 2. Дети переходят дорогу (ИсточникИдти – глагол непереходный, это тоже понятно по неопределённой форме.

Учиться – глагол возвратный, потому что имеет суффикс -ся.

Учить – невозвратный глагол (рис. 3).

Мальчик учит уроки

Рис. 3. Мальчик учит уроки (Источник)

Вести (что делать?) – несовершенный вид.

Отвести (что сделать?) – совершенный вид.

Но ни у одного из этих глаголов мы не сможем определить ни время, ни лицо, ни число.

Образование неопределённой формы глагола

Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов -ти и -ть. Например:

петь – суффикс –ть (рис. 4)

Дети поют

Рис. 4. Дети поют (Источник

грести – суффикс -ти

умываться – суффикс -ть, который стоит перед -ся

Но иногда инфинитив заканчивается на -чь, которое возникло из сочетания -к или с -ти. Глагол стричь образовался так: было стригу + тистригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + типекти, а из слова пекти возникло печь.

Суффиксы -ти, -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание. В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу. Но мы же знаем, что инфинитив – это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс .

Формообразующие суффиксы -ть и -л-

читать (суффикс -ть) – читала (суффикс -л-)

печься (суффикс -чь-)  – пеклась (суффикс -л-)

стараться (суффикс -ть) – старались (суффикс -л-)

Инфинитив – это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал, иду, глядит, вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:

бежать

идти

глядеть

Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.

Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:

продолжа…т

Для этого ставим его в начальную форму:

 продолжить

Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и-, значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем ипродолжаит.

Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола – это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает?), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:

продолжать(что делать?).

А от неопределённой формы продолжить (что сделать?) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида – продолжит (что сделает?).

Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму – бежать (а не бегать). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать?), но значения у них отличаются. Бежать – это единичное действие, а бегать – повторяющееся (личная форма от него будет – бегает). То же самое со словами:

одобримодобрить, а не одобрять. От слова одобрять мы образуем форму одобряем.

захаживаетзахаживать, а не заходить, от которого личная форма – заходит.

Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.

В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.

Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:

глаголы на -ять:сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.

глагол на -ить:клеить.

Грамматический словарь А. А. Зализняка

С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека – Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка».

А.А. Зализняк

Рис. 5. А.А. Зализняк (Источник

Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании. Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.

Синтаксическая роль инфинитива

О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные, т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.

Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).

Или в роли дополнения:

Попросил (о чём?) отдать– дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.

Или в роли обстоятельства:

Пришли (зачем?) обсудить – обстоятельство цели.

Определением инфинитив тоже может быть:

Желание (какое?) высказать.

Сказуемым инфинитив тоже может быть:

Предупредить – это сказуемое.

Закрепление пройденного материала

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

Значение действия и процесса у русского глагола выражается в категориях вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении – и в форме рода.

Кроме того, глагол обладает такими свойствами, как возвратность и переходность.

В предложении для глагола характерна, прежде всего, роль сказуемого, но он может выполнять также и другие синтаксические функции (подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Postnauka.ru (Источник).
  2. Postnauka.ru (Источник).
  3. Википедия (Источник).

 

Домашнее задание

  • Дайте определения таким терминам, как глагол и неопределённая форма глагола.
  • Прочитайте слова и определите их начальную форму:

Ходила, думал, играли, извлекал, мылась, приготовила.

  • Выучите семнадцать глаголов на -ять и один на -ить и запомните их правописание.